voiks (voiks) wrote,
voiks
voiks

Categories:

Найти дом для Ивана Денисовича

V-logo-caoinform_ru
Елена Булова | 01.08.2019 22:41
Найти дом для Ивана Денисовича
 
20190801_22-41-Найти дом для Ивана Денисовича-pic1
12 декабря 2018 года. Александр Филиппенко в спектакле «Один день Ивана Денисовича»

Актер Александр Филиппенко — мастер высочайшей пробы, его моноспектакли и сольные вечера неизменно собирают аншлаги. Он рассказал нашему корреспонденту о сложной истории своего моноспектакля «Один день Ивана Денисовича».

На днях артист побывал в Театральном музее имени Бахрушина на выставке, посвященной художнику-сценографу Давиду Боровскому (выставка продлится до марта). Спектакль Филиппенко «Один день Ивана Денисовича», поставленный в 2006 году, стал последней работой Боровского.

— Какую роль сыграл в вашей жизни Боровский?

— Мы были с ним знакомы много лет. И сотрудничали. В свое время директором Библиотеки иностранной литературы работала выдающийся филолог, потрясающая Екатерина Юрьевна Гениева — творческий человек и генератор идей. Она придумала проект «Два города — один роман». В публичной библиотеке Чикаго и в Библиотеке иностранной литературы читали и обсуждали произведения Фолкнера, а потом Солженицына. Екатерина Юрьевна предложила мне поучаствовать в проекте. Это был тот самый случай, когда у артиста времени на решение остается «от рассвета до заката». Я сказал «подумаю» и в сомнениях позвонил Давиду Боровскому. Тогда еще он был жив. Мы с Давидом были знакомы со времен работы в Театре на Таганке, где я играл в «золотые годы», в начале 70-х. Я попросил Давида помочь, все-таки речь шла о знаменитом рассказе «Один день Ивана Денисовича». Встретились в зале, он окинул взглядом сцену и произнес: «Никаких бушлатов! Только строгий темный костюм». А еще спросил: «Тебе стул нужен?» Я мысленно пролистнул текст и понял: нет, не нужен. Ведь Иван Денисович как утром встал, так и не присел. Да и я сам не смог бы сидеть. Мое уважение к автору не давало возможности «удобства на сцене». Боровский все сразу понял и предложил: «А на сцене пусть будет огромная карта России, где точками обозначены все лагеря ГУЛАГа, то есть вся Россия в черных точках, как сказано у Солженицына: «…Вся карта засижена заразными мухами». Рядом табуретка, свеча и бутылка, в которой вместо цветов — три нитки колючей проволоки». Это решение было столь точно и так пронзительно верно, что Давид стал не только художником, но и режиссером спектакля.

— А с самим Александром Солженицыным вы связывались?

— Мы общались по электронной почте. В 2001 году на канале «Культура» шел мой моно спектакль по его рассказу «Случай на станции Кочетовка». Александр Исаевич сначала был в сомнениях по поводу Кочетовки: «Ну зачем вам инсценировка? Возьмите лучше мои пьесы…» Но мне очень нравился рассказ, я настаивал. Он дал согласие: «Сокращайте, но только не дописывайте!» С «Иваном Денисовичем» уже было проще. Вечер в библиотеке прошел с большим успехом. Там я познакомился с замечательной Наталией Дмитриевной Солженицыной. Мы долго-долго говорили и решили, что эту работу нельзя бросать. Так в мой репертуар и вошел спектакль «Один день Ивана Денисовича». Я сыграл его в театре «Практика». В день премьеры я получил книгу с драгоценным автографом Солженицына: «Александру Георгиевичу Филиппенко — попутного ветра! 25 мая 2006 г.».

Я играю этот спектакль нечасто и на разных площадках: он для меня очень важный и трудный энергетически. Как будто прохожу весь лагерный путь Ивана Денисовича за один вечер. А потом Наталья Дмитриевна сказала: «Александр, ну найдите же наконец Иван Денисовичу дом. Он же бездомный — все время по баракам…» Вот как грустно она сказала, и вообще все ее замечания по спектаклю оказались очень точными. И теперь я его играю под сводами Театра имени Моссовета, на «Сцене под крышей».

СПРАВКА
Александр Солженицын закончил работу над рассказом «Один день Ивана Денисовича» 30 июля 1959 года — 60 лет назад.

Оригинал: caoinform.ru
Скриншот



См. также:
Давид Боровский 5 июля 2005 года в музее Ахматовой на выставке работ художницы Веры Матюх
- Боровский-Бродский, Давид Львович // Википедия Скриншот
     Дави́д Льво́вич Боро́вский-Бро́дский (2 июля 1934, Одесса, СССР — 6 апреля 2006, Богота, Колумбия) — советский, российский театральный художник, сценограф. Народный художник Российской Федерации (1994), Народный художник Украины (2004), Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1998) и Премии Президента Российской Федерации (2003).
     Биография
     Родился 2 июля 1934 года в Одессе. С 1947 по 1950 год учился в киевской художественной школе. С 15 лет начал работать в театрах Киева (в том числе в театре имени Леси Украинки).
     С 5 сентября 2002 года - главный художник МХАТ им. А.П. Чехова на общественных началах.
     Умер от инфаркта 6 апреля 2006 в Боготе (Колумбия), куда приехал на открытие своей персональной выставки. Похоронен 13 апреля в Москве на Троекуровском кладбище.
     Семья
     Жена — Марина Боровская (Мася Исааковна Писная; 1938—2012), создатель музея-мастерской Боровского[2].
     Сын — Александр Боровский (1960), российский театральный художник, сценограф. Заслуженный художник РФ, лауреат Государственной премии РФ.


Екатерина Юрьевна Гениева, директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы
- Гениева, Екатерина Юрьевна // Википедия Скриншот
     Екатери́на Ю́рьевна Гéниева (1 апреля 1946, Москва — 9 июля 2015, Израиль) — советский и российский филолог, библиотечный, культурный и общественный деятель, эксперт ЮНЕСКО, член федерального гражданского комитета партии Гражданская платформа, директор Института толерантности. Генеральный директор Всероссийской библиотеки иностранной литературы с 1993 года по 2015 год, всего в этой библиотеке работала 43 года[2]. Доктор филологических наук. Одна из авторов «Большой Российской энциклопедии».
     Биография
     Родилась в семье актёра Юрия Ароновича Розенблита (1911—2002) и хирурга Елены Николаевны Гениевой (1917—1982)[3]. Родители вскоре расстались, мать устроилась на работу в медсанчасти ИТЛ в Магадане, и Катя провела раннее детство у бабушки. Бабушка, Елена Васильевна Гениева (урождённая Кирсанова; 1891—1979), в 1921—1926 годах ежегодно отдыхала в «Доме поэтов» Максимилиана Волошина в Коктебеле, состояла в переписке с рядом деятелей русской литературы; её корреспонденция 1925—1933 годов с С. Н. Дурылиным была издана отдельной книгой («Я никому так не пишу, как Вам». М.: Рудомино, 2010. — 525 с.)[4]. Дед, инженер-гидролог Николай Николаевич Гениев (1882—1953), автор монографии «Водоснабжение железнодорожных станций» (М.: Огиз, 1932. — 484 с.) и учебника «Водоснабжение» (М.: Госстройиздат, 1950 и 1958. — 578 с.)[5].
     Окончила филологический факультет МГУ (1968), кандидат филологических наук (1972, тема «Художественная проза Джеймса Джойса»), в 2006 году защитила докторскую диссертацию на тему «Библиотека как центр межкультурных коммуникаций» по специальности 052503 «Библиографоведение и книговедение (педагогические науки)». Специалист по английской прозе XIX—XX веков. Автор статей и комментариев, посвящённых творчеству Чарльза Диккенса, Джейн Остин, Шарлотты и Эмили Бронте, Джеймса Джойса, Вирджинии Вулф, Сьюзен Хилл и других авторов.
     С 1972 года работала во Всесоюзной государственной библиотеке иностранной литературы. С 1989 года первый заместитель директора, с 1993 года генеральный директор. Вице-президент Российской библиотечной ассоциации, первый вице-президент Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений — IFLA (с 1997 года).
     За годы руководства Гениевой в «Иностранке» открылись 14 зарубежных культурных центров (от французского и британского до болгарского и иранского), а также институт толерантности, отделы детской, религиозной литературы и изданий русского зарубежья, издательство, где выходили публикации редких авторов[6].
     С 1995 года Гениева была одним из руководителей культурных программ Института «Открытое общество» (фонда Сороса) в России (в должностях председателя исполкома, президента, председателя Стратегического правления).
     Гениева была президентом Российского фонда Сороса (институт «Открытое общество»), вице-президентом Международной федерации библиотек (IFLA), членом Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, президентом Российского совета по культуре и искусству, президентом Московского отделения Союза англоговорящих (ESU), членом редколлегий журналов «Иностранная литература» и «Знамя», в разные годы входила в редакционные советы и коллегии журналов и газет «Детская литература», «Библиотека», «Русская мысль» и др.
     Скончалась 9 июля 2015 года в Израиле, где проходила лечение от рака[7]. Похоронена на Введенском кладбище в Москве.
     Семья
     Муж — Юрий Самуилович Беленький (род. 1945), архитектор и инженер-строитель.
     Дочь — Дарья, жена директора Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) А. К. Сорокина.
     Награды и премии
     Орден Дружбы (4 марта 1999 года) — за заслуги в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную работу[8]
     Орден Габриэлы Мистраль, кавалер (Чили, 2002)
     Орден Британской империи, офицер (Великобритания, 2007)
     Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия», кавалер (Германия, 2007)
     Орден Почётного легиона, кавалер (Франция, 2009)[9]
     Орден Заслуг pro Merito Melitensi (Мальтийский орден, 2010)
     Крест Признания (Латвия)
     Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2015)[10]
     Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
     Медаль К. Д. Ушинского (Министерство образования и науки Российской Федерации, 2003)
     Орден За достижения в области культуры (Бразилия)
     Знак отличия Министерства культуры Венгрии «Pro Cultura Hungarica»
     Лауреат премии «Человек года» (Федерация еврейских общин России, 2005).
     Память
     В 2015 году в Кемеровском государственном институте культуры создана электронная коллекция документов ЭКД Екатерины Юрьевны Гениевой[11]. В 2016 году в Москве, при входе в Библиотеку иностранной литературы, был открыт памятник Е. Ю. Гениевой (автор идеи — продюсер и режиссёр Григорий Амнуэль)[12].


Логотип Российской партии «Гражданская Платформа»
- Гражданская платформа (Россия) // Википедия
     «Гражданская платформа» — российская оппозиционная правая политическая партия, созданная 4 июня 2012 года Михаилом Прохоровым. По итогам выборов 2013 и 2014 годов «Гражданская платформа» заняла 1-е место среди непарламентских партий не входящих в государственную думу[1]. Интересы избирателей представлены в законодательных органах власти и местного самоуправления в 25 регионах. Общее количество избранных представителей «Гражданской платформы» в органах власти и местного самоуправления — 73 депутата. Представитель «Гражданской платформы» был избран мэром Екатеринбурга; также при поддержке партии избраны главы Тольятти и Ярославля. По итогам выборов в Государственную Думу 2016 года член партии стал депутатом от одномандатного округа.

Tags: Боровский Давид, Гениева Екатерина, Солженицын, Солженицына, Сорос, Филиппенко, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments