?

Log in

No account? Create an account
Voikov

voiks


Войковский журнал

"И на обломках самовластья напишут наши имена!"


Previous Entry Share Next Entry
Стенографический отчет о беседе с финалистами конкурса «Мой дом, мой город, моя страна» (2)
Voikov
voiks
Часть-1 Часть-2
 
V-logo-kremlin_ru
5 июня 2003 года 20:55 | Москва, Кремль
Стенографический отчет о беседе с финалистами конкурса «Мой дом, мой город, моя страна»
 
20030605_20-55-Стенографический отчет о беседе с финалистами конкурса «Мой дом, мой город, моя страна»

Вопрос: Когда был Советский Союз, что хорошего было в нем, а что плохого? Что можно было бы перенять, взять сейчас?

В.Путин: Когда был Советский Союз – я был его патриотом. У нас не было другой страны. Мое служебное положение не позволяло мне бороться с недостатками, хотя мне многое не нравилось. Я думаю, что большое преимущество России в том, что во все времена были люди, которые думали о будущем страны. Вот таким человеком был Сахаров.

Что нам удалось сохранить и взять с собой? Все, что накоплено за тысячелетнюю историю России. Это наше культурное наследие, культурное достояние. Очень достойное, глубокое и уважаемое во всем мире – русская культура. Это основа всей нашей жизни.

Многое другое в экономике и политической жизни государства пришлось менять. Мне кажется, что, несмотря на все колоссальные издержки, которые понесло государство, нам удалось выйти на то состояние, которое позволяет надеяться на решение тех глобальных задач, перед которыми Россия стоит: встать в ряд современных цивилизованных стран и развиваться как цивилизованная страна, предоставив нашим гражданам гражданские свободы, и добиться достойного уровня жизни. Если посмотреть на начало 90-х годов, трудно было себе представить, как у нас в условиях плановой экономики заработает биржа. Откуда она возьмется? Я не верил, что такое может быть, откуда возьмутся специалисты? Откуда все появится? Это казалось фантазией, чем‑то невероятным. И то, что за 10 лет все это у нас состоялось – свободные выборы, свобода информации, политические партии, – это невероятные изменения и, конечно, позитивные.

Вопрос: Владимир Владимирович, я работаю на оборонном предприятии – обанкротившемся, живу в деревне, разоренной из‑за долгов. У нас в стране разруха?

В.Путин: Я думаю, что разруха не на конкретной территории, а в головах. Я был в Кузбассе, у нас по стране много шахт закрылось, и там закрывались, но в Печорском бассейне все проблемы остались, а в Кузбассе многие шахты стали прибыльными, работают на экспорт, там высокие заработные платы. Я встречался с губернатором Тулеевым, он говорит: «Дайте разрешение несколько шахт закрытых снова открыть». Появились коммерческие фирмы, они хотят за свои деньги их открыть. А там, где командно-административный метод еще функционирует, как в Печорском бассейне, там не очень получается. Все зависит от конкретного случая. Так же и предприятия сельского хозяйства – там норма прибыли может быть выше, чем в нефтяной отрасли. К сожалению, много неразберихи происходит в этой сфере, особенно в оборонной, все зависит от востребованности продукции.

Вопрос: Меня волнует преодоление таможенных барьеров для жителей приграничных районов. Отменила безвизовый режим Польша, говорят о введении виз с Украиной. Как сделать так, чтобы не отгораживать Россию от стран СНГ, не говоря уже о Европе?

В.Путин: Что касается стран СНГ, то здесь главная проблема – экономическая. У нас нет единых экономических законов, нет единой таможенной политики, нет единого внешнего контура СНГ. Это главная причина, побуждающая государства вводить какие‑то ограничения на те или иные товары. Конечно, это не должно вести к ограничению в передвижении людей. На решение этой проблемы направлено огромное количество усилий и времени. Что касается европейских стран, то это Шенгенская визовая зона, но и здесь мы впервые поставили задачу добиться безвизовых поездок российских граждан в европейские страны и европейцев – в Россию. Не все страны ЕС согласны с такой задачей. Но под влиянием основных европейских стран – Германии, Франции, Италии – это решение было согласовано и принято. Такая постановка вопроса является правильной, поскольку отгородить 145-миллионную Россию от другой части континента – просто нереальная задача. Если не будет свободного перемещения людей из одной части Европы в другую, прописанного на бумаге, то оно все равно будет происходить, но в уродливых формах, и от этого будут страдать люди. Такое понимание у нас с европейскими коллегами есть, мы договорились с председателем Комиссии Евросоюза господином Проди, что сделаем небольшую неформальную рабочую группу и начнем вместе постепенно создавать условия для реализации цели безвизовых поездок.

Россия тоже очень много что должна сделать, но, скажем прямо, у нас паспортизация до сих пор не проведена целиком и полностью. Если наши граждане будут ездить в Европу, то они должны предъявлять паспорт гражданина России. Он должен быть. Кроме того, необходимо с нашими партнерами укреплять нашу границу, особенно на юге. Это другая важная проблема. Есть вопросы юридического характера. Надо подписать с европейскими странами договор по возвращению нелегальных иммигрантов. Такого договора у нас нет, только недавно его подписали с Литвой. Нужно урегулировать пограничные вопросы с нашими непосредственными соседями, с некоторыми республиками бывшего Советского Союза. Это наши общие проблемы, но значительную часть пути должны пройти и мы. Главное, чтобы была ясна цель, были видны этапы этой совместной работы.

Вопрос: Как Вы относитесь к увеличению срока пребывания президента на своем посту на три и более сроков подряд?

В.Путин: Когда человек очень долго находится у власти, даже если это – очень хороший человек, у него стимул притупляется, «нет того куражу», как в начале пути. Это первое. Второе. Он обрастает всякими околотворческими коллективами, которые в простонародье называют камарильей. Это все очень мешает как самому политическому деятелю, так и тем целям, ради которых он пришел к власти. Поэтому я думаю, что два срока пребывания у власти – достаточно. Сложно сказать, достаточно ли два раза по четыре года. Это дело вкуса. Можно сделать и по пять лет дважды, но не больше. Я считаю, что для России на сегодня это абсолютно неактуально, потому что мы должны бережно относиться к Конституции нашей страны. Не позволять ее менять по вкусу тех людей, которые в данный момент оказались у власти. К ней надо бережно относиться. Я категорически против ее изменения.

Вопрос: Как Вы относитесь к реформе Российской армии, особенно как предлагает «Союз правых сил» и другие партии? Ваше мнение?

В.Путин: Я считаю, что реформа Вооруженных Сил нам крайне нужна, потому что у нас изменилась страна: стало меньше территории, производительных сил, населения. Но по территории мы тем не менее остаемся самой большой страной в мире, а населения недостаточно. Армия должна быть современной с точки зрения организации и вооружения. Все эти элементы плюс развитие всех средств, методов и тактики ведения вооруженной борьбы – все это объективные причины, которые нас заставляют думать о необходимости, но и заставляют не откладывать ни на один день реформу российских Вооруженных Сил. Что касается «Союза правых сил», то эта партия немало сделала для того, чтобы подготовить концепцию реформирования Вооруженных Сил. У СПС есть споры с Генеральным штабом. Сейчас эти споры приобретают не вполне благообразный характер, но в целом меня это не пугает. Все, кто заинтересован в решении этой проблемы, объединены одной целью – сделать нашу армию меньше по численности, сделать ее дешевле для государства, но эффективной, боеспособной, с военнослужащими, которые будут чувствовать заботу со стороны государства, выполняя те самые функции, которые возложены на Вооруженные Силы. Есть и другая задача – решение возможных локальных конфликтов. Вот такие задачи должны решать профессиональные, хорошо подготовленные люди, которые знают, что делают, знают, на что идут, и делают это сознательно. Это части повышенной постоянной готовности. Собственно говоря, с их формирования все и началось. На мой взгляд, ошибки, конечно, есть, хотелось бы побыстрее, но процесс идет примерно так, как и рассчитывали, и будет продолжаться. Я не думаю, что нам удастся, с учетом нашей экономики, уйти полностью от набора в армию по призыву. Нам, честно, не справиться экономически, но призыв будет сокращаться, в том числе будут сокращены сроки службы по призыву.

Вопрос: Что Вы думаете как Президент страны и как ее гражданин о проблеме захоронения ядерных отходов?

В.Путин: Я думаю, что проблемы экологии у нас являются одними из первоочередных. На президиуме Госсовета мы обсуждали эту тему. У нас за время «холодной войны» в Советском Союзе были накоплены горы оружия, которое давно уже никак не используется, и использоваться в будущем не может. Это оружие создает серьезную экологическую опасность для населения страны в целом и для населения тех регионов, где оно находится. Нужно его ликвидировать – и химическое оружие, и ядерное, в том числе и ядерные подводные лодки, давно выведенные из состава Военно-Морского Флота. Это все нужно ликвидировать, должна быть работа на самом высоком профессиональном технологическом уровне. И здесь не должно быть никакой недосказанности и секретности. Люди должны знать в любом регионе, что и где происходит, и общественность должна контролировать эти процессы.

Вопрос: Владимир Владимирович, в продолжение темы по ядерному разоружению. Если использование ядерного оружия представляет опасность для всей планеты, то, может быть, пора прекратить гонку вооружений?

В.Путин: Это не только от нас зависит. Для того чтобы сохранить предсказуемую, стабильную обстановку в мире, нужно сохранять баланс сил. Он и так нарушен после крушения Советского Союза. Но Россия остается одной из самых крупных ядерных держав наряду с США. Сейчас у нас примерно равное количество боезарядов и средств доставки. В целом это один из тех немногих элементов, которые позволяют нам говорить, что Россия является великой державой, во всяком случае – великой ядерной державой. И это обстоятельство во многом делает нас полноправным членом очень многих зарубежных клубов. Но этого в современном мире абсолютно недостаточно. В современном мире великая страна определяется по объемам и темпам роста экономики. Так что это важная составляющая, далеко не единственная, но очень существенная. Вы правы в том, что накоплено уже столько оружия, что оно нам без надобности. Сколько раз мы уничтожим друг друга – не имеет никакого значения. Достаточно одного раза, а у нас столько накоплено вооружений, что мы даже после сокращения до 1700–2200 боезарядов, как мы договорились с американскими партнерами по Договору о сокращении наступательных потенциалов, сможем воевать сразу на всех фронтах и многократно уничтожить любого противника. Зачем это? По мнению специалистов Министерства обороны, Генерального штаба, мы должны сосредоточить свои ресурсы на современных видах вооружения, прежде всего космической разведке. Туда мы будем направлять ресурсы, сокращая избыточное ядерное вооружение, с учетом, что и оно морально устаревает, его тоже нужно обновлять. По этому пути мы будем идти обязательно, но очень аккуратно, не нарушая боеспособности Вооруженных Сил.

Вопрос: Ваше мнение о современной политической и экономической ситуации на Северном Кавказе, особенно в «горячих точках»?

В.Путин: Я считаю, что экономическая ситуация там очень плохая, хуже, чем в других регионах Российской Федерации. Высокая степень безработицы. От этого все другие проблемы. Думаю, что экономическая составляющая и ситуация на рынке труда являются определяющими. Поэтому главная задача, которую там нужно решать, – восстанавливать экономику и повышать занятость населения. В этой связи как раз малый и средний бизнес представляют огромное значение для региона Северного Кавказа, где традиции семейного бизнеса всегда были хорошо представлены. Нужно помочь местным властям, муниципальным властям развивать этот сектор. Что касается «горячих точек», особенно в Чечне, то причины были заложены давно, исторически заложены, но после распада Советского Союза эти процессы распада не могли не затронуть и саму Российскую Федерацию. Можно что угодно говорить, кого угодно критиковать, у нас не тот формат встречи, но, во всяком случае, можно было не довести до той ситуации, которая сложилась к 1999 году, когда с территории Чечни произошло крупномасштабное нападение на Республику Дагестан, мы оказались практически не готовы и встали перед угрозой отторжения всего Северного Кавказа и распространения этих процессов на другие регионы Российской Федерации, прежде всего на Поволжье. Однако благодаря позиции народа Дагестана, прежде всего благодаря народам самого Кавказа, такой вариант развития событий был преодолен. Мне кажется, это не случайно. Люди тогда сделали выбор для себя. Сейчас этот выбор сделал и чеченский народ.

Вопрос: Когда Вы испытывали гордость за свою страну, а когда – стыд?

В.Путин: Я считаю, что мы всегда имеем право гордиться своей страной, а стыдиться своей страны – все равно что стыдиться своей матери. У меня родители были простыми людьми, у мамы не было даже среднего образования. Я ее очень люблю. Никогда их не стыдился, потому что знал, что они делали для меня все, что могли, и даже больше. Я это видел. У меня не было никаких сомнений. Отношение к стране должно быть такое же. Если чего‑то не нравится – нужно исправлять. Это не от страны зависит, а от нас. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива – помните? Так что если и должно быть стыдно, то только за самих себя.

Вопрос: У нас большая проблема недофинансирования регионов. Большая часть денег уходит в федеральный бюджет. Правильно ли это, что регион не получает тех денег, которые зарабатываются на его территории?

В.Путин: Проблема, конечно, есть. Она называется – межбюджетные отношения. Они у нас должны быть продуманными, взвешенными. Они не должны вести к тому, чтобы лишать регионы источников дохода. И самое главное здесь не деньги, которые мы постоянно перераспределяем. Я не уверен, что Правительство и Минфин всегда все делают правильно, вытаскивая в федеральный центр все больше и больше ресурсов. Самое главное в другом – перераспределить права и обязанности. Нужно понять, какой уровень власти за что отвечает: кто отвечает за дороги, кто отвечает за ЖКХ, кто – за стадионы, а кто – за школы, за больницы, кто это должен финансировать? Если какой‑то уровень отвечает за содержание больниц, всем должно быть ясно, откуда он возьмет деньги на их содержание. К сожалению, за последние годы это соотношение прав и обязанностей было запутано. У нас не было четкого представления, кто за что несет ответственность и кто на что имеет право.

Сейчас подготовлен большой пакет законопроектов. В нем разложены сферы ответственности различных уровней власти и управления. Первый шаг к этому должен быть сделан в сфере финансов. Руководители регионов неоднократно мне говорили, что перераспределение полномочий ни к чему не приведет, если не будет ясно, откуда возьмутся средства на исполнение этих полномочий. Все это предполагается решать в комплексе – сначала пакет по распределению полномочий, но он будет вступать в силу после того, как будут приняты соответствующие законы, внесены изменения в Налоговый кодекс, приняты новые законы. Я очень рассчитываю, что это в комплексе наведет порядок в этой сфере. У нас, по сути, еще очень большой пласт модернизации страны.

Если вопросов больше нет, большое вам спасибо, удачи во всем.

Оригинал: www.kremlin.ru
Скриншот