?

Log in

No account? Create an account
Voikov

voiks


Войковский журнал

"И на обломках самовластья напишут наши имена!"


Previous Entry Share Next Entry
Манифест покаяния
Voikov
voiks
20150812-Эхо Москвы-регионы
Анисимова Алиса :: блог | 19:48, 06 ноября 2018 | Автор: Анисимова Алиса. Юрист, член ЛКСМ РФ
Манифест покаяния
Анисимова Алиса. Юрист, член ЛКСМ РФ
Буквально пару недель назад при активном участии ЛКСМ РФ прошёл пикет против установки памятника Солженицыну на Таганке. Многие спрашивали нас, зачем мы это делаем: мол, воевать с мёртвыми чести мало, да и не за наши деньги автора «Архипелага…» чтят. Думаю, настала пора высказаться по этому вопросу.

Лично мне г-н («г-н» в данном контексте «господин» и ни что иное — знаю я любовь уважаемой публики альтернативных смыслов доискиваться) Солженицын как человеческая единица абсолютно безразличен. Он уже почил, а никаких диспутов с почившим быть не может. Однако г-н Солженицын как личность и г-н Солженицын как символ — две совершенно разных величины, и вот нас сейчас интересует вторая.

«Вы его не читали» — частенько упрекают антисолженицыновски настроенную молодёжь. Огорчу: в том-то и дело, что как раз наоборот. Я вот читала и «Архипелаг ГУЛАГ», и «Матрёнин двор», и «Раковый корпус» (каюсь, до «Красного колеса"руки так и не дошли), и даже более того — биографию самого г-на Солженицына вкупе с многочисленными отзывами современников, но остановиться сейчас хочу именно на «Архипелаге…»
Что есть «Архипелаг ГУЛАГ» по содержанию? Обыкновенная страшилка, причём страшилка, мягко скажем, далёкая от действительности. Художественные особенности стиля пусть оценивают специалисты — это не мой профиль — однако не надо быть литературоведом, чтобы судить о доле правды в этом произведении. Нереалистично высокая смертность в лагерях, аресты четверти Ленинграда, целая вереница пыток, которые автор подробнейше смакует, стараясь погрузить читателя в атмосферу безысходности и ужаса… «Угрожают посадить всех, кого вы любите. Иногда со звуковым сопровождением: твоя жена уже посажена, но дальнейшая её судьба зависит от твоей искренности. Вот её допрашивают в соседней комнате, слушай! " («Архипелаг ГУЛАГ», ч. 1, гл. 3) — впечатляюще, особенно если читатель юн, чувствителен и пока ещё не способен отличить лагерную байку от правды. Я сейчас не буду разжёвывать очевидное: каждый из вас может прочесть исследовательские работы по данной теме, в которых вам посредством цифр, фактов и здравого смысла докажут всю нелепость этих придумок («Солженицын — классик лжи и предательства», «Гений первого плевка» и т.д.). Понимаю — сейчас многие возразят мне, что произведение Солженицына художественное и автор имеет право на преувеличение, но чего ради откровенно фальсифицировать историю, да ещё и с претензией если не на документальный труд, то, хотя бы, на очень близкое «по мотивам»? Почему тот же Варлам Шаламов, весьма добротно описывавший жизнь Севвостлага, обошёлся без злобных фантазий (к слову, сам Шаламов коллегу по перу на дух не переносил и даже отметил в своих записных книжках: «Запрещаю писателю Солженицыну и всем, имеющим с ним одни мысли, знакомиться с моим архивом»), хотя касался той же темы лагерей?..

Ответ прост. Донесение правдивого положения дел лагерной системы целью «Архипелага ГУЛАГа» никогда и не являлось. Его цель — очернение советского режима, очернение тотальное и всеобъемлющее: плюнуть так плюнуть, чтоб уж совсем не отмылось ненавистное советское государство. Солженицын-неполживый правдоборец, Солженицын-страдающий певец ГУЛАГа и его книги — это идеальный символ для того, чтобы придавить ностальгию о советских достижениях тяжёлой каменной плитой. Если все эти ударные стройки и Беломорканалы несут на себе оттиск немыслимых зверств, то и годиться, в общем-то, нечем. А раз гордиться нечем и СССР — бесчеловечная мясорубка, моловшая судьбы людей в кровавый фарш, то и развал Союза, и приватизация — дело не только допустимое, но и в чём-то даже благое. За десоветизаторами пришли приватизаторы, и идеология гулагомольства им жизненно необходима: ведь она окончательно закрепляет право владеть народной собственностью.

Но и это ещё не всё. В замечательной статье А. Фефелова есть такие строки:"Вражеская пропаганда нацелена на то, чтобы любое позитивное государственное начинание можно было глушить ГУЛАГом, как рыбу динамитом. Миф о ГУЛАГе должен подвести нас к выводу: нация, допустившая в своей истории такой кошмар, не имеет права на будущее. Теперь её удел — лишь каяться и платить разного рода контрибуции!»
Это к теме о Нобелевской премии и оценки творчества Солженицына на Западе. «Архипелаг ГУЛАГ» стал для русского народа своеобразным манифестом вины. Мы должны каяться за свою историю: желательно — публично, желательно — на аналоге Нюрнбергского процесса. Не американцы за геноцид коренных народов Америки, не англичане за колонизацию Индии, а именно мы, русские. И ведь отчасти так и получилось. Именно на солженицыновской закваске возник совершенно особый типаж людей, который процветает по сию пору. Бьющиеся в экстазе от любой неудачи своей страны, готовые энергично возлюбить всякого, кто в этой неудаче виновен, они всем своим видом выражают восторженное желание извиняться. За советское прошлое, за бомбардировки ИГИЛ (прим. – организация, запрещённая на территории России), за присоединение Крыма, за то, что Россия, подобно Союзу, не распалась ещё в девяностые. У них хронический стокгольмский синдром («быть может, лучше бы немцы победили нас?») и ощущение неполноценности собственной истории, которое они старательно прививают всем остальным. На конструктивный подход к проблеме эта прослойка не способна: если предположить, что они вдруг окажутся в идеальной модели государства, где и придраться-то не к чему, где весь исторический путь усыпан цветами, то просто закиснут от тоски. Как же так – каяться не за что, винить в своих бедах тоже некого…

Такие люди очень нужны: как на Западе, так и здесь, в своей стране. Гулагомольство идейно обслуживает олигархию, но далеко не все гулагомольцы на зарплате – многие из них, как уже было сказано, жаждут посыпать главу пеплом вполне добровольно. Им мало. Им всегда мало. Не один монумент репрессированным – подавайте десяток, да побольше, да поосновательней! Не один памятник Солженицыну – два, три, тридцать три – чтоб по всей России, чтобы на три поколения потомков хватило!

Именно поэтому мы, ЛКСМ РФ, и выступаем против увековечивания памяти А.И. Солженицына. Мы не намерены каяться. Мы готовы признавать конкретные исторические ошибки, чтобы делать из них выводы, но, господа-солженицынофилы, оставьте ваше покаяние себе и памятник поставьте где-нибудь во дворе музея ГУЛАГа. Маловероятно, что москвичи его оценят.

Оригинал: echo.msk.ru



См. также:
- 26.10.2018 Нет памятникам предателям нашей страны! // voiks