voiks (voiks) wrote,
voiks
voiks

Category:

После сожжения прочесть. В Твери прошел вечер памяти Солженицына: говорили о судьбе опальных книг

V-logo-karavan.tver.ru
Номер 43 (1175) от 24.10.2018 | Раздел: Культурная жизнь
После сожжения прочесть. В Твери прошел вечер памяти Солженицына: говорили о судьбе опальных книг
В Славянском зале библиотеки имени Горького прошел вечер, посвященный 100-летию со дня рождения писателя, общественного и политического деятеля лауреата Нобелевской премии по литературе Александра Исаевича Солженицына.
 
20181024-После сожжения прочесть. В Твери прошел вечер памяти Солженицына- говорили о судьбе опальных книг-pic1

Жизнь Солженицына явила миру пример стойкости и несгибаемости. Его репутация в России и за ее пределами превзошла чисто литературную славу. В 1996 году писатель приезжал в Тверскую область. Его визит стал настоящей сенсацией. Побывал он и в областной библиотеке имени Горького. Большой читальный зал, рассчитанный на 300 человек, не мог вместить всех желающих. Несколько часов подряд Александр Исаевич терпеливо отвечал на вопросы и выслушивал самые неожиданные просьбы.

Судьбы «Архипелага ГУЛАГ»

20181024-После сожжения прочесть. В Твери прошел вечер памяти Солженицына- говорили о судьбе опальных книг-pic2


На вечере, приуроченном к 100-летнему юбилею Александра Солженицына, говорили как о масштабе личности писателя, так и о том, как и в каких условиях создавались некоторые его произведения.

С большим проникновенным словом о писателе выступила профессор Татьяна Викторова, директор культурного центра имени А.И. Солженицына и издательства YMKA-Press (Париж), главный редактор журнала «Вестник Русского христианского движения».

– Удивительное совпадение, – отметила она, – ровно год спустя после Октябрьской революции родился тот, кто обнажил ее подлинную природу.

Творчество А.И. Солженицына многогранно и разнопланово. Особое явление – Солженицын-поэт. А еще он автор замечательных «крохоток», миниатюр, запечатлевших яркие мгновения дня.

Собравшиеся в зале прослушали отрывок из поэмы «Дороженька» (повесть в стихах). Поэма написана в 1947–1952 годах во время пребывания в тюрьме и лагере. Начата в шарашке в Марфино, закончена в Экибастузском лагере. Вся сочинена устно, в памяти, на бумаге записывались отрывки не длиннее 20–30 строк и после заучивания тотчас сжигались. Весь текст автор впервые записал осенью 1953 году в ссылке и закопал в земле перед отъездом в раковую клинику. Эта запись сожжена автором в сентябре 1965 года после захвата КГБ другой части архива. Однако у друзей уже хранилась машинописная перепечатка «Дороженьки». Друзья по памяти воссоздали заученные стихи. Как птица феникс, поэма буквально восстала из пепла.

Татьяна Викторова презентовала юбилейный каталог выставки «Архипелаг, история литературного взрыва», посвященной основным этапам создания «Архипелага ГУЛАГ».

Интересна судьба машинописных рукописей. Сохранилась одна из них – эстонская, пролежавшая… в трубе до распада СССР.

Другая машинописная рукопись была переправлена на Запад благодаря Александру Андрееву, внуку писателя Леонида Андреева. Рукопись была передана с коробкой конфет. Еще одна машинописная рукопись «Архипелага» была перевезена в Париж в виде микропленок в банке из-под икры.

Одну машинописную рукопись изъял КГБ. Женщина, хранившая ее, просто не нашла в себе сил сжечь доверенное ей произведение. Эту женщину вскоре обнаружили повешенной.

«Архипелаг ГУЛАГ» вышел в свет в Париже в 1973 году тиражом 50 тысяч экземпляров. YMKA-Press опубликовал роман на Рождество. Очередь за книгой стояла до ближайшей станции метро. Параллельно готовились переводы на других языках. Переводы появились в Германии, Италии, Америке.

У себя на родине Солженицын был обвинен в фальсификации истории.

Несмотря ни на что, успех книги был ошеломляющий.

Самые потрясающие дни жизни

Своими воспоминаниями о писателе поделился журналист Сергей Глушков, сопровождавший Солженицына во время его поездки в Тверскую область:

– Шесть суток, которые я провел с ним, самые потрясающие в моей жизни. Тверь произвела на него наихудшее впечатление из всех городов, что он посетил. Жизнь в нашем городе он назвал инертной.

Главной книгой Солженицына называют «Архипелаг ГУЛАГ». Но я думаю, его главная книга – «Красное колесо». Читать ее тяжело. Ее многие ругают, похоже, люди не совсем поняли, что это за книга.

Никто не производил такого впечатления, как Солженицын. Рядом с ним стоишь – и умнеешь. Он хорошо чувствовал как аудиторию, так и отдельного собеседника. Выступал даже в школе, в частности, перед второклассниками и десятиклассниками. И те прекрасно его понимали. Он, ко всему прочему, был отличным педагогом. Я видел, как он общался с калязинскими старухами. Он находил нужные слова, и бабушки утешались, даже не понимая до конца, кто перед ними.

Я записывал его на диктофон. Сохранились записи. Это настоящее сокровище – живое слово писателя.

В Калязине родилась крохотка «Колокольня». В калязинской колокольне он увидел главное, что есть в России, – ее несгибаемость…

Не злоба, не революции могут спасти нашу страну, считал он, а невероятное терпение.

Он никогда ни к кому не приспосабливался. Солженицын не устраивал политиков – ни Чубайса, ни Зюганова. Он говорил, что у нас «непартийная нация» и страна, призывал голосовать лишь за тех, кому люди верят. Ратовал за самоорганизацию общества. Для него была естественной боль за людей, за страну. И это больше всего располагало к нему.

У него было понимание нашей русской сути. Он обладал чудовищной работоспособностью. Работал по 18 часов в сутки. То, что записывал за день, вечером обязательно обрабатывал.

Он призывал жить не по лжи

Отец Александр (Шабанов), председатель миссионерского отдела Тверской епархии, рассказал, что в его студенческие годы (конец 80-х прошлого века) читать студентам Солженицына не рекомендовали. Памятен ему и ажиотаж вокруг визита писателя в 1996 году в Тверь.

К микрофону вышел автор граффити – портрета Солженицына с подписью «Жить не по лжи» в центре города художник Виктор Лебедев:

– Неплохо, чтобы в нашем городе хранили память о великих людях. Я решил начать именно с Александра Исаевича Солженицына, нарисовав его портрет. Теперь каждый, увидев изображение, может быть, захочет прочитать его произведения.

– А вы сами читали его книги? – спросили из зала.

Художник ответил, что за «Красное колесо» он еще не брался, а вот произведения «полегче» он читал.

Вечер памяти Солженицына проходил в рамках форума «Имеющие надежду». В год 100-летия революции Преображенское братство выступило с инициативой акции национального покаяния «Имеющие надежду». Ее поддержали многие люди, болеющие сердцем за судьбу страны, народа и церкви. Форум национального покаяния и возрождения объединяет людей, которые собрались в ходе проведения акции. Цель форума – дать возможность всем людям свободного действия и живой совести объединить свои усилия для возрождения человека, народа, общества и церкви в России сегодня. Именно за это ратовал в своих публикациях и выступлениях Александр Солженицын.

В библиотеке к 100-летнему юбилею писателя развернута большая выставка.

На вечере рассказали также о мероприятиях, которые пройдут 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий. На улицах города будут работать несколько площадок. На крыльце библиотеки имени Горького с 16 до 18 часов будет организовано чтение книги «Архипелаг ГУЛАГ».

Александр Арсенов



Оригинал: www.karavan.tver.ru



См. также:

- 05.10.2018 На стене дома в Твери появилось граффити с Солженицыным // voiks
- 11.10.2018 Вечер памяти Александра Солженицына // voiks
- 19.10.2018 "Мы до сих пор не поняли Солженицына" - в Твери прошёл вечер памяти великого писателя // voiks
Tags: 100-АИС, karavan.tver.ru, Глушков Сергей, Имеющие надежду, Лебедев Виктор, Преображенское братство, Солженицын Александр, Тверь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments