?

Log in

No account? Create an account
Voikov

voiks


Войковский журнал

"И на обломках самовластья напишут наши имена!"


Previous Entry Share Next Entry
Научная библиотека РГУ имени С.А. Есенина. Александр Солженицын
Voikov
voiks
БАННЕР-для-сайта-НБ-РГУ-им.-С.А.-Есенина
Научная библиотека РГУ имени С.А. Есенина. Александр Солженицын

Как пройти в библиотеку
Опубликовано 30.11.-0001

Самое сильное «библиотечное» впечатление — когда по крутой деревянной лестнице спускаешься туда, где хранятся редкие книги. Вот так отучишься пять лет в университете и знать не будешь о том, какие сокровища скрывают его подвалы. В том, что эти тома — сокровище, сомневаться не приходится. Это целый лабиринт, полный книг — учебные пособия, художественная литература, научные работы классиков философии, психологии, педагогики, исторические исследования…

Книги XVIII века хранятся в несгораемом шкафу. Здесь и энциклопедия Брокгауза и Ефрона, и старейшая в библиотеке книга — «Регламент или инструкция ревизионной коллегии» (1739 год), и репринт «Юности честного зерцала», и книги с экслибрисами-автографами вполне современных писателей: Александра Солженицына, Константина Симонова. Хранить бы их, как иконы, в особых шкафах-саркофагах с постоянной температурой и влажностью. Но такие есть только в крупных музеях.
<...>

Шишкова, Ю. Alma mater №спецвыпуск (14.12.2006)

Оригинал: library.rsu.edu.ru



Время семьи: шипы и розы
Опубликовано 30.11.-0001

Семейная политика сегодня — в центре внимания всего общества и каждого его гражданина. «Год семьи в России: проблемы и вызовы нового века» — так обозначили мы тему разговора с нашей собеседницей.

Ольга Ефимовна Воронова -член Общественной палаты при Губернаторе Рязанской области, доктор филологических наук, начальник управления инновационного развития РГУ им. С.А. Есенина, профессор кафедры журналистики, автор многих актуальных публикаций, посвященных духовно-нравственным проблемам современного общества, в том числе — образу российской семьи в зеркале СМИ.
<...>

— Значительно увеличе­на государством материальная помощь молодым семьям, семьям с детьми. И это нашло отклик: рож­даемость выросла. Но, ду­мается, семья должна быть поднята и на мо­ральный пьедестал.

Эту цель замечательно сформулировал не чужой рязанцам Александр Исаевич Солженицын: «сбереже­ние народа». Именно это ста­новится сегодня нашей на­циональной идеей. Год се­мьи должен укрепить ее по­зиции. Известно, что на фе­деральном уровне пройдут парламентские слушания. Гармоничное развитие се­мьи — залог процветания общества», Всероссийское собрание родителей учащих­ся сельских школ, горячая линия по вопросам разре­шения кризисных семейных ситуаций. В планах Прави­тельства РФ — серия тема­тических акций «Отец. Отче­ство. Отечество», Всерос­сийское сочинение «Я и моя семья», конкурс детского творчества, акция «Читаю­щая семья». 1 сентября 2008 года во всех школах пер­вым уроком будет Семей­ный урок. Очень многое во благо семьи делается и бу­дет сделано на региональ­ном уровне, о чем свиде­тельствовало и недавнее заседание Общественной палаты при Губернаторе Ря­занской области. Могу ска­зать и о нашем вузе. Наши ученые приняли активное участие в одном из старто­вых мероприятий Года се­мьи на рязанской земле — в традиционных общегородс­ких Ушинских чтениях «Ду­ховно-нравственные основы взаимодействия семьи, школы, церкви и общества в воспитании подрастающе­го поколения XXI века».
<...>

Барановская Т. Рязанские ведомости №43 (7.3.2008)

Оригинал: library.rsu.edu.ru



Сергей Есенин и тюремная муза
Опубликовано 30.11.-0001

Проблемы «преступления и наказания», тюремной субкультуры и ее взаимодействия с национальной культурой в настоящее время достаточно актуальны и нуждаются в серьезном изучении. Один из аспектов данной проблемы — тюремный, или блатной, фольклор как одна из оригинальных составляющих фольклора общенародного, и его тематические, идейные, стилевые «пересечения» с русской классикой, в частности — с творческим наследием Сергея Есенина.

В то же время Шаламов утверждает, что в условиях заключения, помимо голода и пр., «пятым чувством является потребность в стихах» 4. Образцы поэтического творчества каторжан приводили еще в середине ХIХ в. авторы первых документальных книг о «мире отверженных» Ф.М. Достоевский («Записки из Мертвого дома») и С.В. Максимов («Сибирь и каторга»). Во второй половине века двадцатого пишут об этом и приводят примеры «тюремной лирики» Д. Лихачев, Е. Гинзбург, А. Синявский, А. Жигулин, А. Сидоров, А. Солженицын и другие авторы «лагерной прозы» и исследователи «мира отверженных». Выходят сборники тюремного фольклора и «наивной поэзии». Как писал А. Синявский, «…блатная советская семья благодарно ответит Есенину как своему пахану и первому поэту России. Ответит, перекладывая «такой красивый, красивый!» есенинский стих на жестокий собственный опыт. Выйдет, разумеется, не так мелодично, не так умно и благородно, как нам хотелось бы,— не так, как у Сергея Есенина. Куда проще и ближе к подлиннику, к жизни, если хотите. Но есенинская печать лежит на этих бастардах его национальной лирики» 5.
<...>

Сафронов, А.В; Рудик, И. Современное есениноведение №2 (..2005)

Оригинал: library.rsu.edu.ru



7 международные покровские образовательные чтения
Опубликовано 30.11.-0001

21-23 октября с.г. проходили Седьмые Международ-вые Покровские образовательные Чтения «Философ-ско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность».

С приветственным словом к участникам представительного форума обратился акад. РАО, Президент РГУ им. С.А. Есенина, А.П. Лиферов. Он в частности сказал: « .. .Университет в течение вот уже целого ряда лет делает все возможное для того, чтобы собрать здесь тех, кто заинтересован в решении проблем духовно-нравственного возрождения общества, которые рассматриваются на этих Чтениях… Чтения посвящены 30-летию кончины выдающегося иерарха РПЦ митрополита Никодима (Рогова)».
<...>

Протоиерей Владимир Правдолюбов, кандидат богословских наук, посвятил свое выступление проблеме воспитания личности в традициях православной культуры. <...>

Я был в восторге от этих рассказов. Позже я понял, что лагерная жизнь вовсе не была такой безмятежной. Отец после пересылки (отца арестовывали не меньше четырех раз) был в возрасте 50 лет, а выглядел дряхлым стариком и имел соответствующее здоровье. Но, читая уже в старости А.Солженицына, В.Шаламова я удивился тому, как непохоже на рассказы моих родных они описывали лагерную жизнь. Писатели воспринимали ее как вопиющую несправедливость, мои же родные (я знавал многих, подобных им) смотрели на аресты, пересылку как на посланные от Бога испытания их веры и верности Ему. Такое понимание соответствует сказанному апостолом Павлом в Послании к евреям: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности» (Евр., 12, 11). Источником этой мирной радости посреди скорби является вера в Бога, надежда на Него и благоговение, перерастающее в любовь.
<...>

Наталия Триодина Золотые купола №10 (.10.2008)

Оригинал: library.rsu.edu.ru



Юбилей повод для познания
Опубликовано 30.11.-0001
Ирина Шеина
«Гений и место — такое название вполне применимо к данной конференции, отметила в приветственном слове к участникам ректор РГУ Ирина Шеина. И выразила надежду, что конференция даст толчок более серьезному и глубокому изучению биографии, творчества, мировоззрения А.И. Солженицына, вовлечению в исследовательскую и просветительскую работу | более широкого круга ученых-литературоведов и историков, краеведов, учителей, работников библиотек, студентов и школьников, а университет станет центром по изучению многогранного наследия А.И. Солженицына.

Конференция планировалась к 90-летию писателя, но так уж случилось, что он ушел из жизни за четыре месяца до юбилея, и научное мероприятие стало одновременно и данью памяти рязанцев великому русскому писателю, своему земляку. Тем более, что многие из собравшихся ученых, краеведов, учителей, работников культуры встречались с А.И. Солженицыным в октябре 1994 года, во время приезда писателя в Рязань.

Более 12 лет жизни А.И. Солженицына, с 1957 по 1969, связаны с Рязанской областью. Он возвратился сюда через год после реабилитации, работал учителем в школе №2, активно писал. Именно здесь создал свои произведения: «Один день Ивана Денисовича», «Крохотки», «Случай на станции Кочетовка», «Для пользы дела», «Матренин двор», завершил работу над романом «В круге первом», начал писать «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Красное колесо».

В нашем городе свято хранят память о писателе. Директор Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени М. Горького Наталья Гришина рассказала о тесной связи А.И. Солженицына с библиотекой в годы его жизни в Рязани. Читателем библиотеки он стал во второй половине 50-х годов, она помогала ему в подготовке к школьным занятиям и давала необходимый материал для тех произведений, над которыми он работал. Библиотека хранит издания, подаренные писателем, его автографы, пожелания, среди них есть и такое: «Библиотеке, которой я обязан многими интересными часами».

Большой интерес у присутствующих вызвало выступление заслуженного работника культуры РФ, краеведа Владимира Крылова. Он рассказал об истории создания уникального музея рассказа А.И. Солженицына «Для пользы дела», активной научно-просветительской деятельности музея и тех экспонатах и материалах, которыми он располагает.

Профессор Ольга Воронова выступила с докладом «Последний год жизни А.И. Солженицына в зеркале русской прессы». Проанализировав две волны публикаций с разноречивыми, неоднозначными оценками писателя, сразу после ухода из жизни и в дни девяностолетия исследователь пришла к выводу, что А.И. Солженицын воспринимается современниками не только как великий писатель, но и как оригинальный мыслитель мирового масштаба, наследие которого еще предстоит осмыслить.

Ряд выступлений был связан с изучением творчества А.И. Солженицына в школе. Ученые, учителя поделились опытом работы по освоению творческого наследия писателя, говорили о необходимости поисков новых форм и методов работы на уроках русского языка, литературы, истории, о большом образовательно-воспитательном значении его творчества. Учителю необходимо стремиться, чтобы по ходу урока решались и образовательные, и воспитательные задачи, а учащиеся не только овладевали историко- и теоретико-литературными знаниями, но и нравственно совершенствовались. Через многие художественные и публицистические произведения писателя проходит идея возрождения России, выражающаяся в стремлении автора показать людям правду, обличить порок. Шел разговор и о трудностях, с которыми сталкиваются преподаватели при изучении книг Солженицына.

Заместитель председателя оргкомитета конференции, заведующий кафедрой литературы РГУ Александр Сафронов в беседе с корреспондентом отметил, что А.И. Солженицын
— писатель огромного таланта, знаковая фигура русской культуры второй половины XX — начала XXI века. Его художественное творчество, политическая позиция, мировоззрение являются предметом устойчивого интереса во всем мире. Писатель, одним из первых открывший, более того, породивший так называемую "деревенскую" литературу, создавший аккумулировавшую в себе все достижения "лагерной" прозы, художественно-документальную эпопею "Архипелаг ГУЛАГ"; страстный борец против тоталитарного режима, бросивший ему вызов и победивший; политик, озабоченный обустройством России — личность, сопоставимая с величайшими гениями человечества. В октябре 1998 года в Рязани уже проводилась конференция, посвященная 80-летию писателя. За прошедшие годы накоплен значительный опыт исследований творчества А.И. Солженицына в его различных аспектах: литературоведческом, лингвистическом, историческом, философском. Своеобразным итогом этой работы можно считать сегодняшнюю конференцию. Тематика и проблематика ее разнообразны. Исследуются литературоведческий и методический аспекты художественной документалистики, прозы, драматургии Солженицына, воспитательные возможности его произведений, уделено большое внимание биографии.

Юрий Лазарев Рязанские ведомости №1 (12.01.2009)

Оригинал: library.rsu.edu.ru



Кафедра литературы РГУ
Александр Викторович Сафронов — доцент, кандидат филологических наук.
Занимаемая должность: доцент кафедры литературы
Преподаваемые дисциплины: «История русской литературы XIX века (1 часть)», ДКПВ «Лагерная проза. Проблемы биографии и творчества А.И. Солженицына», ДКПВ «Новая классика XX века», ДКПВ «Массовая литература: история и теория», «История и теория русской мемуаристики (ХVIII-ХХ вв.)»
Ученая степень и ученое звание: кандидат филологических наук, доцент
Направление подготовки и специальность: учитель русского языка и литературы
Данные о повышении квалификации и профессиональной подготовке за 2009-2016 гг.: 1.03.2010-30.06.2010 г. – краткосрочное обучение в РИРО по теме «Литературно-историческое краеведение XIX-XX вв.»
11.02.2015-15.05.2015 г. – «Дистанционные технологии обучения в современном образовании» (РГУ имени С.А. Есенина)
Общий стаж работы: 50 лет (с 1967 г.)
Стаж работы по специальности: 42 года (с 1975 г.)


Кафедра литературы РГУ
Кафедра литературы РГУ




СМИ и молодежь: территория гражданской ответственности
Опубликовано 30.11.-0001
Лиферов Анатолий Петрович
— Анатолий Петрович, прежде всего нам хотелось бы услышать от Вас, как в научно-педагогической среде воспринято решение объявить наступивший 2009 год Годом молодежи. Настолько актуальна для государства, для нашего региона молодежная проблема?

— Я считаю принятое решение чрезвычайно актуальным и более того — давно назревшим. Как человек, всю свою жизнь напрямую связанный со сферой образования и воспитания, убежден, что необходимо самое широкое, консолидированное участие государства, общества, социально ответственного бизнеса в разработке принципиально новой, долгосрочной концепции государственной молодежной политики с учетом современных социально-политических, экономических и культурных реалий.
<...>

- Где же выход?

— Выход — в принципиальном изменении приоритетов федеральной информационной политики. Не пресловутые зрительские рейтинги и баснословные рекламные деньги, а понимание всеми участниками информационного процесса жизненно важных для государства и общества истин — вот что необходимо нам сегодня. Общество и все его социальные институты — телевидение, радио, пресса в том числе — ответственны за духовно-нравственное становление юного поколения, за его психологическое и социальное здоровье. Основа этого — высокие общественные идеалы и нравственные ценности, уважение к истории и культуре своего Отечества, примеры истинного героизма, национальные символы и святыни, а не пошлость, цинизм и вездесущий «гламур». Нужна осознанная государственная политика в сфере культуры. Ведь, если не лицемерить, то страна в духовном смысле подвинута к краю пропасти. И, если у кого-то сформировалось мнение, что оздоровить ситуацию способна только экономика — это заблуждение. Недавно ушедший от нас Александр Исаевич Солженицын заметил: «Если духовные силы нации иссякли, никакое наилучшее государственное устройство и никакое промышленное развитие не спасут ее от смерти. С гнилым дуплом дерево не стоит».
<...>

Марина Сошина Рязанские ведомости №2 (13.01.2009)

Оригинал: library.rsu.edu.ru