?

Log in

No account? Create an account
Voikov

voiks


Войковский журнал

"И на обломках самовластья напишут наши имена!"


Previous Entry Share Next Entry
Безумный мир цифр публицистики Солженицына (4)
Voikov
voiks
Часть-1 Часть-2 Часть-3 Часть-4 Часть-5 Часть-6
 
Вести в субботу с Сергеем Брилевым от 16.12.17
.
Александр Солженицын: А ошибка «Голоса Америки» в том, что он сам себя ограничил в источниках информации. Они, например, считают, что имеют право информировать только таким образом, чтобы не раздражать коммунистических руководителей и не использовать богатых материалов антикоммунистического происхождения. Во Франкфурте-на-Майне, например, есть эмигрантский антикоммунистический журнал «Посев»... Никогда «Голос Америки» не унизится передавать это для Советского Союза, потому что это «слишком» антикоммунистический журнал.
Телеинтервью с конгрессменом Лебутийе об американском вещании на СССР (12 октября 1981). // Солженицын А. И. Публицистика, т.2. — Ярославль, 1996, с.563.



1982-04-23: десятки млн.
Скоро всё увидим без телевизора
Статья для журнала «Экспресс», 23 апреля 1982

Скоро всё увидим без телевизора (23 апреля 1982)
Возникло на Западе ложное понимание, что современный СССР есть продолжение старой России — а это путь поперёк неё, всрез и на уничтожение. От глаз наблюдателей упущен процесс полного разрыва всех традиций религии, культуры, национального сознания и физического уничтожения десятков миллионов носителей их. В 20-е годы в СССР само употребление слова «Россия» допускалось только уничижительное и ненавистное, а с оттенком преданности — вело к аресту. Тогда гремели стихи советского поэта:
     Мы расстреляли толстозадую бабу Россию,
     Чтобы по телу её пришёл Коммунизм-Мессия.

С тех пор русская культура смертельно подорвана и ещё встанет ли на ноги?.. А сам русский народ, как уже видят демографы Запада, вошёл в стадию биологического вырождения, так что за столетие, если не быстрей, должен уменьшиться вдвое, а затем и вовсе исчезнуть с лица Земли! И этот процесс, возможно, необратим.
Вестник РХД, 1982, №1-2 (136)
И как тут не восхититься смелостью Карильо и Берлингуэра! Они — «в оппозиции» социализму «советского образца»! — как будто бы в Корее, или Китае, или Кубе мир где-нибудь видел другой образец. Их было уже сорок проб, и, оказывается, все «недостаточно марксистские». Нет! дайте еврокоммунистам извести ещё 15 миллионов человек, и осуществить ещё два образца социализма, о которых, увы, последующие критики тоже выскажутся, что они «не вполне марксистские». (А разве мало проговорено в самом «Коммунистическом Манифесте», что такое марксизм?) Всё расхождение между этими двумя: итальянские коммунисты считают, что Великий октябрьский переворот сегодня, после 65 лет, уже утратил своё руководящее значение, а испанские — что и сегодня не утратил! Это — тот самый бандитский переворот, который с первых же ленинских дней лишил наш народ всех и всяких прав, затем отобрал у крестьян землю — 4/5 всей возделываемой земли России (по революционной легенде — «дал» землю), превратил богатейшую страну в голодную, нищую и уничтожил десятки миллионов людей! Если бы Карильо и Берлингуэр были честны, они давно бы прокляли этот октябрьский переворот с самого его начала и сняли бы со своих партий позорное название «коммунистических». <...>

Источник: Солженицын А. И. Публицистика: В 3 т. Т. 3. — Ярославль: Верхняя Волга, 1997. — Т. 3: Статьи, письма, интервью, предисловия. — 1997. — С. 11-16. PDF Скриншоты
     КРАТКИЕ ПОЯСНЕНИЯ. "Скоро всё увидим без телевизора (23 апреля 1982). — Статья написана также по предложению журнала «Экспресс», где опубликована 23.4.1982; по-русски впервые — в газете «Русская мысль» , 13.5.1982, затем — в «Вестнике РХД» (Париж), 1982, № 136." (Составление и пояснения Натальи Дмитриевны Солженицыной)
Источник: А. Солженицын. Скоро все увидим без телевизора // "Вестник РХД", 1982, №1-2 (136). PDF Скриншоты



1982-сентябрь: (134 млн.)
Коммунизм к брежневскому концу
Статья для газеты «Йомиури»
Сентябрь 1982

Коммунизм к брежневскому концу (сентябрь 1982)
...От жестокой жизни, постоянного голода, жилищной тесноты и нехватки времени женщины не имеют сил на воспитание детей и делают много абортов — у славянских народов свыше 4 абортов на одно живое рождение. От частых абортов следует вторичное бесплодие и выкидыши, их число возрастает на 6—7% в год. От плохого питания беременных, плохого медицинского обслуживания, отравленного воздуха в городах и женского алкоголизма высока детская смертность, а сохранённое потомство растёт болезненным, у детей множатся генетические пороки. Одновременно с падением рождаемости в СССР растёт и общая смертность и падает средняя продолжительность жизни. По расчётам, сделанным до 1917 года, по тогдашнему состоянию рождаемости — наша страна должна была иметь к 1985 г. — 400 миллионов человек, а имеет только 266, таковы потери от коммунизма. Мы вступили в период необратимого вымирания славянских народов в СССР. Из-за растущего бесплодия женщин в самый детородный возраст и генетической инерции вымирание русских вряд ли может быть остановлено в ближайшие 100 лет даже благоприятными политическими и социальными переменами. <...>

Источник: Солженицын А. И. Публицистика: В 3 т. Т. 3. — Ярославль: Верхняя Волга, 1997. — Т. 3: Статьи, письма, интервью, предисловия. — 1997. — С. 31-44. PDF Скриншоты
     КРАТКИЕ ПОЯСНЕНИЯ. "Коммунизм к брежневскому концу (сентябрь 1982). — Статья написана в сентябре 1982 по предло жению японской газеты «Йомиури» (Токио), где опубликована 23.10.1982. Французский перевод напечатан в журнале «Экспресс», 10.12.1982. Русский текст в первые появился в газете «Русская Мысль» , 2.12.1982, затем в журнале «Посев» (Франкфурт-на-Майне), 1983, № 1." (Составление и пояснения Натальи Дмитриевны Солженицыной)
Телеинтервью компании «Останкино (Интервью ведёт Станислав Говорухин), Кавендиш, 28 апреля 1992

См. также:
- Телеинтервью компании «Останкино (Интервью ведёт Станислав Говорухин), Кавендиш, 28 апреля 1992 // Солженицын А. И. Публицистика: В 3 т. Т. 3. — Ярославль: Верхняя Волга, 1997. — Т. 3: Статьи, письма, интервью, предисловия. — 1997. — С. 361-382.
 
- 04.11.1996 Станислав Говорухин. Юбилейное // zavtra.ru Скриншот
     Если бы в 17-м году ничего не случилось.
     Какой бы она была, Россия на пороге XXI столетия? Неужто лапотной? Пахала бы сохой, ни тракторов, ни автомобилей? Неужто не было бы ни реактивных лайнеров, ни космических кораблей, ни балета, ни достойной литературы, ни электростанций, ни Днепрогэса (его проект, кстати, был разработан при Николае II), ни ядерного оружия?
     Да оно даже у Китая есть.
     Нет, лапотной Россию я представить не в состоянии. И уж совсем не могу вообразить такую ситуацию: 41-й год, немец пошел воевать на Российскую империю, и в первые же дни войны 4 миллиона русских солдат ушли в германский плен. А ведь в состоявшейся истории такое было. Было!
     Одно я знаю твердо: население России составляло бы не 140 миллионов, как сейчас, а 400! Научно обоснованный факт.

 
- 10.04.2017 Ложь фильма-фальшивки «Россия, которую мы потеряли» // tekstus
     Станислав Говорухин: Если ты думаешь, что я горжусь в своей биографии фильмом "Так жить нельзя", то ты ошибаешься. "Россия, которую мы потеряли" - это хорошая картина.
 
Ложь фильма-фальшивки «Россия, которую мы потеряли»




1983-05-10: до 60 млн.
Темплтоновская лекция
Гилдхолл, Лондон, 10 мая 1983

Темплтоновская лекция. Ответное слово и лекция
Больше полувека назад, ещё ребёнком, я слышал от разных пожилых людей в объяснение великих сотрясений, постигших Россию: «Люди забыли Бога, оттого и всё.»

С тех пор, потрудясь над историей нашей революции немногим менее полувека, прочтя сотни книг, собрав сотни личных свидетельств и сам уже написав в расчистку того обвала 8 томов, — я сегодня на просьбу как можно короче назвать главную причину той истребительной революции, сглодавшей у нас до 60 миллионов людей, не смогу выразить точнее, чем повторить: «Люди забыли Бога, оттого и всё.»

Но и более, события русской революции только и могут быть поняты лишь сейчас, в конце века, — на фоне того, что произошло с тех пор в остальном мире. Тут проясняется процесс всеобщий. Если бы от меня потребовали назвать кратко главную черту всего XX века, то и тут я не найду ничего точнее и содержательнее, чем: «Люди — забыли — Бога.» Пороками человеческого сознания, лишённого божественной вершины, определились и все главные преступления этого века. И первое из них — Первая мировая война, многое наше сегодняшнее — из неё. <...>
Вестник РХД, 1983, №2 (139)
Источник: Солженицын А.И. Публицистика: В 3 т. Т. 1. — Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1995. — Т. 1: Статьи и речи. — 1995. С. 447–456. PDF Скриншоты
     КРАТКИЕ ПОЯСНЕНИЯ. Темплтоновская премия. Ответное слово и лекция. — А. И. Солженицын был награждён Темплтоновской премией в 1983 году. Эта премия — «За прогресс в развитии религии» — была основана в 1973 Фондом Темплтона (США). Присуждается «лицам, имеющим особые заслуги в укреплении духа перед лицом нравственного кризиса в мире». Среди лауреатов — мать Тереза, брат Роже Шутц — инициатор монашеского возрождения в протестантском мире. В 1982 премия присуждена протестантскому проповеднику Биллу Грэму (в тексте речи — «предшественник по этой премии»). В 1983 премия впервые присуждена православному.
     Имя лауреата объявляется в Вашингтоне в первых числах марта, вручение происходит в Лондоне, в Букингемском дворце, всегда 10 мая; вручает премию принц-консорт Филипп, при этом лауреат произносит ответное слово. Затем в торжественном собрании в лондонском Гилдхолле новый лауреат читает лекцию.
     2 марта 1983 в Вашингтоне при объявлении о присуждении Темплтоновской премии Солженицыну Слово произнес митрополит Феодосий, глава Православной Церкви в Америке:

 
     А. Солженицын не нуждается ни в том, чтобы быть представленным, ни в похвалах. Хорошо нам, а не ему, что изредка нам даётся возможность вновь обрести его, вернуться, хоть на время, к нему, к его видению, к его слову.
     К нему. В наше время, отмеченное нравственной, дряблостью, постоянной готовностью идти на сделку со злом, самостью, и, часто, сведением жизни к сомнительным поискам счастья, — он открыл нам подлинную красоту и глубину человеческой жизни, целиком посвященной этическим и духовным ценностям. В одиночестве, в заключении, когда его травили или когда он болел раком — он никогда не отказывался от борьбы за свою родину, за свой народ, более — за всё человечество.
     К его видению. Ему было дано не только бороться и говорить, но, выше всего, воплотить в художественном слове своё видение жизни. Его «Архипелаг ГУЛаг» останется, я уверен, книгой века, вехой для всех тех, кто хочет строить жизнь согласно высокому нравственному идеалу, исполнить самих себя в вере и жертве.
     И, наконец, к его слову, к его призыву, обращенному ко всем нам: жить не по лжи.
     Многие сегодня, почти десять лет спустя после его чудесного появления на Западе, ставят под сомнение и его как человека, и его видение, и его слово. Значительное движение, не только в его стране, но и здесь, среди нас на Западе, старается опорочить его, представить анахроничным защитником прошлого и пустого мировоззрения. Но мы знаем, что мир никогда не прислушивался к пророкам, посланным ему, ненавидел и преследовал их. Для нас, христиан, конечная победа завершилась на Кресте.
     Для меня это большая честь — быть тут и делить с вами уверенность в том, что Солженицыну нечего тревожиться. Его видение, его слово, он сам — целы, и ничто не может их уничтожить. Мы благодарим Бога, что он послал нам пророка. Мы благодарим Солженицына за его слово и виденье. С тех пор. что он появился, и наша жизнь, и даже весь мир в чём-то изменились.

 
     Текст Темплтоновской лекции многократно перепечатывался в американских и европейских журналах. Первая публикация по-русски — «Вестник РХД», 1983, № 139. Впервые в России — «Новый мир», 1992, № 2.

Источник: А. Солженицын. Темплтоновская лекция // "Вестник РХД", 1983, №2 (139). PDF Скриншоты
 
Вестник РХД, 1983, №2 (139)




1983-11-01: треть населения
Интервью с Даниэлем Рондо для парижской газеты «Либерасьон»
Кавендиш, 1 ноября 1983


Если цивилизации вообще смертны, думаете ли вы, что Европа уже мертва? Всё кончено?
Интервью с Даниэлем Рондо для парижской газеты «Либерасьон» (1 ноября 1983)
Нет, я в этом не уверен. Жизнь устроена так, что всё в наших руках. Я только хочу сказать: сегодняшнее внешнее течение, которое можно наблюдать, идёт вниз. Сегодня Запад идёт действительно к падению, к сдаче. Но это совсем не значит, что погибла вообще цивилизация, не частная цивилизация, а цивилизация в широком смысле. Я нисколько не смотрю пессимистически. Нельзя придумать уж ниже положения, чем сегодня мой народ испытывает, на самом дне, и то я считаю, что у нас есть выход. Наша революция была частным проявлением мирового процесса, так же как и Французская революция. Французская революция конца XVIII века была первый сигнал человечеству. Русская революция XX века — второй сигнал. А сейчас мы идём к решению этих конфликтов. Под коммунизмом погибли миллионы людей, — скажем, моя страна потеряла треть своего населения, причем не просто статистическую треть, а лучшую треть, избранную треть, всё, что выделялось, что было выше. Но тем не менее мы проходим через эти испытания чем-то обогащённые. Именно потому, что внутреннее развитие обгоняет внешнее, я считаю, что народы под коммунизмом сейчас уже начали внутреннее восхождение, а народы, которые не испытали коммунизма, продолжают сползать вниз. Но это не значит, что они погибнут, они, может быть, пройдут этот путь и тоже пойдут вверх. Очевидно, мы должны были, вследствие духовных потерь XVIII и XIX века, пройти через ад XX века. Может быть, судьба каждой страны — нырнуть в это, а потом вынырнуть. Я думаю, что испытания XX века есть путь к новым духовным находкам: пересмотреть жизненные ценности. <...>
Вестник РХД, 1984, №3 (142)
Источник: Солженицын А. И. Публицистика: В 3 т. Т. 3. — Ярославль: Верхняя Волга, 1997. — Т. 3: Статьи, письма, интервью, предисловия. — 1997. — С. 194-209. PDF Скриншоты
     КРАТКИЕ ПОЯСНЕНИЯ. "Интервью с Даниэлем Рондо для парижской газеты «Либерасьон» (1 ноября 1983). — Дано молодому французскому писателю Даниэлю Рондо в вермонтском доме писателя 1 ноября 1983. Опубликовано: «Libération» (Париж) , 12 и 13 декабря 1983. Предлагаемый русский текст воспроизведен с оригинальной звукозаписи. Впервые напечатан в «Вестнике РХД» , 1984, № 142. Первая публикация в России: журнал «Звезда», 1996, № 1." (Составление и пояснения Натальи Дмитриевны Солженицыной)
Источник: А. Солженицын. Интервью с Даниэлем Рондо для парижской газеты «Либерасьон» // "Вестник РХД", 1984, №3 (142). PDF Скриншоты

См. также:
- Libération // Википедия Скриншот
- Liberation // inosmi.ru Скриншот
     Libération (фр. Либерасьон, с фр. «Освобождение») — самая молодая из трёх крупнейших национальных французских газет, выпускающаяся с 1973 года. Ежедневная газета социал-либеральной направленности. Главный редактор — Laurent Joffrin.



1993-03-04: 60 млн. + 30 млн.
Ответ В. П. Лукину, послу России в США
4 марта 1993

Владимир Лукин и Александр Солженицын
...Если сегодняшние избранники сколько-нибудь сострадательны к народу — они будут искать не торжества над ненавистным «противником» — но устойчивого положения государственного руля, которое дало бы нам выйти из бури. А что у нас сейчас? Скороспелые политики не очнутся о народном горе, а ведут яростные битвы в стратосфере, не в силах отвлечься от своих личных неприязней. А тем временем идет массовый, невиданного размаха разграб и дешёвая распродажа российского добра, страну в хаосе растаскивают невозвратимо.
Ответ В. П. Лукину, послу России в США (4 марта 1993)
Да ещё стала носиться в воздухе, о чём Вы пишете, и бредовая идея о возврате коммунизма — того самого, который уничтожил внутренним террором 50—60 миллионов наших соотечественников, и без счета, без разума и без жалости уложил 30 миллионов на германской войне, десять за одного. Но погибшие уже своего слова не скажут, а живые иногда теряют рассудок — и видят будущих «спасителей России» в чинах той самой нераскаявшейся партии, кто спрятавших, а кто и не спрятавших партбилеты. Да если бы коммунизм, не дай Бог, вернулся — он только растянет наши мучения ещё на лишние годы, подавит всё живое, а сам всё равно же через несколько лет в конвульсиях домрёт. Но тотчас возвратит он нам: опять принуждение ко всеобщей лжи, а первее всего — ГУЛАГ.

Вместе с этим бродит в иных головах и другой пагубный соблазн: восстанавливать СССР, — то есть начать кровавую войну по десятку республик. Как раз напротив: мы же видим, что нынешнее СНГ — эфемерное образование, не облегчающее нашего спасения. У Средней Азии и Закавказья — свои отдельные пути, далёкие от нас. Украина — с недальновидной ненавистью отталкивает нас. Единственное реальное обнадёживающее образование, могущее быть прочным, — это государственный союз Белоруссии, России и Казахстана. <...>

Источник: Солженицын А. И. Публицистика: В 3 т. Т. 3. — Ярославль: Верхняя Волга, 1997. — Т. 3: Статьи, письма, интервью, предисловия. — 1997. — С. 390-392. PDF Скриншоты
     КРАТКИЕ ПОЯСНЕНИЯ. "Ответ В. П. Лукину, послу России в США (4 марта 1993). — Письмо В. П. Лукина от 2 марта 1993 написано в преддверии очередного Съезда народных депутатов («мы опять у опасной черты... неужели ещё один поворот страшного российского колеса?»). Лукин размышляет о форме российской государственности, о поисках соглашения, о неготовности страны к принятию серьезной Конституции. А. И. Солженицын откликается н а его «беспокойные мысли по поводу наших российских дел». Ответ Солженицына, вместе с письмом Лукина, опубликован в «Комсомольской правде» , 10.3.1993, и в «Московских новостях», 14.3.1993. Переписка обильно цитировалась и получила большой отклик в американской и западно-европейской печати." (Составление и пояснения Натальи Дмитриевны Солженицыной)



1993-09-17: десятки млн.
Парижская встреча в прямом эфире
Телевизионная передача Бернара Пиво «Культурный бульон»
Париж , 17 сентября 1993

Бернард Пиво, Александр Солженицын
Бернар Пиво, журналист-ведущий литературной программы «Бульон де культуры», беседует 17 сентября 1993 года в Париже с русским писателем Александром Солженицыным на съемочной площадке (Antenne 2)


Жискар д ’Эстен. Александр Солженицын, я хотел бы поставить вам один вопрос по поводу русской души. Русская душа — мы её любим здесь во Франции, мы её любим. Мы знаем её главным образом через литературу, русскую литературу X IX века. Эта душа сформировалась на основе крестьянской жизни, религиозного мистицизма, на основе тех отношений, которые существовали внутри русской общины. И мы знаем, что душа эта была богата чувствами, мистикой и великодушием. Думаете ли вы, что коммунизм изменил русскую душу? Вот вы вернётесь в Россию, увидите ваших соотечественников. Думаете ли вы, что встретитесь с русской душой нетронутой, или, напротив, тронутой и даже разрушенной коммунизмом?
Парижская встреча в прямом эфире. Телевизионная передача Бернара Пиво «Культурный бульон» (17 сентября 1993)
Я попробую ответить в более широком виде. Я, правда, никогда в жизни не пользовался такими выражениями, как «русская идея», «русская душа». Но я считаю, что — да, каждая национальность имеет своё мироощущение, свой уклад, свою историю, свой взгляд на жизнь, свои привычки, — и это всё вместе драгоценно. Наша Земля не скучна, не пустыня — именно потому, что много есть таких национальных душ, много есть таких ярких отдельных национальностей, то маленьких, то больших. Что происходит с национальностями в ходе истории? Сильно меняются эпохи на земле, и, кроме того, меняются условия существования в данной стране. На пересечении этих двух изменений никакой национальный характер не может остаться без изменения, он обязательно меняется. Теперь я возвращаюсь буквально к заданному вопросу. Конечно, русский народ пережил глубочайшие сотрясения от коммунизма. Во-первых, уничтожали десятки миллионов, и уж во всяком случае уничтожали каждого, кто протестовал, кто думал, кто нравственно отличался, — тех вырезали, по одному. Таким образом, народ был обезглавлен, и несколько раз обезглавлен. Затем он был развращён идеологией коммунизма, коммунизм отбивал всякую инициативу, хоть хозяйственную, хоть в чём-нибудь проявленную. Даже те, кто хотел хорошо работать, — и те были не нужны. Нужны были послушные рабы. Вот это всё вместе, процесс уничтожения и процесс подавления, и прохождение через десятилетия жестокой смертельной жизни, конечно, изменили характер нашего народа. Конечно, что-то в сегодняшнем нашем народе осталось от прежнего, а что-то совсем новое. И очень разного качества. И это одно с другим борется. <...>

Источник: Солженицын А. И. Публицистика: В 3 т. Т. 3. — Ярославль: Верхняя Волга, 1997. — Т. 3: Статьи, письма, интервью, предисловия. — 1997. — С. 416-435. PDF Скриншоты
     КРАТКИЕ ПОЯСНЕНИЯ. "Парижская встреча в прямом эфире. Телевизионная передача Бернара Пиво «Культурный бульон» (17 сентября 1993). — Передача шла в прямой эфир из телестудии 2-го канала французского телевидения вечером 17 сентября; вызвала много откликов во французской печати. По-русски Пространный отчёт о передаче напечатан в «Известиях», 21.9.1993,отрывки — «Московских новостях», 26.9.1993. Полный текст печатается впервые." (Составление и пояснения Натальи Дмитриевны Солженицыной)



1993-09-19: до 60 млн.
Из интервью газете «Фигаро»
(Интервью ведёт Франц-Оливер Жисбер)
Париж , 19 сентября 1993


Коммунизм-то вы победили, но он был вашей неотступной мыслью все эти годы. Продолжаете ли вы думать о нём?

close-up-franzolivier-giesbert-journaliste-et-crivain-en_002
Franz-Olivier Giesbert, журналист и писатель в сентябре 1987 года в Париже, Франция. 01 сентября 1987 г.


Я думаю не о коммунизме сегодня, а об остатках коммунизма, которые сохранились в сознании людей и в структуре общества российского. Для меня гораздо большая забота — новое, очень трудное, тяжёлое состояние России. Но если уж говорить не обо мне, а в самом общем виде, для человечества, то я думаю, что полного ликования от того, что пал коммунизм, следовало бы избежать, вот почему. Потому что коммунизм давал совершенно ложные, обманчивые ответы на совершенно справедливое негодование людей. Слава Богу, советский коммунизм разбит. Ещё в десятке стран он пал. Сегодня прямой опасности коммунизма для человечества нет. Но те несправедливости, та безмерная алчность наживы, которая не считается с людьми, они, к сожалению, остались, и если человечество не начнёт перерабатывать в себе эти пороки, то никто не может поручиться, что в XXI столетии в какой-нибудь другой части планеты не возникнет нечто подобное коммунизму.
<...>
Из интервью газете «Фигаро» (19 сентября 1993)
Отчего, собственно, умер коммунизм? Не думаете ли вы, что он давно уже был мёртв?

Коммунизм был исторически обречён от самого своего рождения, он противоестественен. Он держался на невероятном кровавом насилии внутри, — в СССР он уничтожил до шестидесяти миллионов человек своего населения, — и на ловкой демагогии вовне, которая воспринималась Западом восторженно. Западная интеллигенция 20—30-х годов почти молилась на Советский Союз, как на достигнутый рай на земле. И тут есть глубокие корни. Потому что коммунизм есть крайняя болезненная поросль из гуманизма. Карл Маркс однажды весьма обоснованно сказал: «Коммунизм — это натурализованный гуманизм». На сочетании вот этих двух столпов — насилия внутри и обмана наружу — коммунизм продлил свою жизнь необыкновенно. Семьдесят лет — ведь это огромный исторический период. Но коммунизм был обречён. И по иронии истории он лопнул на том, на чём строилась вся его теория: на экономике. <...>

Источник: Солженицын А. И. Публицистика: В 3 т. Т. 3. — Ярославль: Верхняя Волга, 1997. — Т. 3: Статьи, письма, интервью, предисловия. — 1997. — С. 436-443. PDF Скриншоты
     КРАТКИЕ ПОЯСНЕНИЯ. "Из интервью газете «Фигаро» (19 сентября 1993). — Дано в Париже. Опубликовано: «Le Figaro» (Париж), 22.9.1993. По-русски, с сокращениями и в обратном переводе с французского, публиковалось в «Культуре», 9.10.1993, и в «Неделе», 1993, №40. Для настоящего издания текст воспроизведен с оригинальной звукозаписи. Несколько сокращён за счёт повторов с другими интервью, данными в той же европейской поездке. Печатается впервые." (Составление и пояснения Натальи Дмитриевны Солженицыной)


Продолжение