?

Log in

No account? Create an account
Voikov

voiks


Войковский журнал

"И на обломках самовластья напишут наши имена!"


Previous Entry Share Next Entry
Тот самый Рюрикович
Voikov
voiks
20160126_20-00-Российская газета
18.02.2011 00:01 | Рубрика: Культура | Текст: Виктор Леонидов
Российская газета - Федеральный выпуск №5411 (35)
Тот самый Рюрикович
 
Издан альбом русского коллекционера Лобанова-Ростовского

Этого высокого, элегантного человека очень хорошо знают искусствоведы, работники музеев, а также те, кто занимался серьезными финансовыми вопросами в советские времена. Когда-то, вскоре после окончания Второй мировой войны, он, тогда еще совсем мальчик, вышел из болгарской тюрьмы...

Его отец, потомок великого князя Рюрика Новгородского, Дмитрий Иванович Лобанов-Ростовский, представитель одного из самых славных родов России, находился в то время в тюрьме в Софии. Мать, Ирина Васильевна Вырубова, дочь известного земского деятеля, в годы Гражданской представителя адмирала Колчака за рубежом, также была в застенке. Попали они туда за попытку нелегального перехода греческой границы - террор против всех "белобандитов" на территории коммунистической Болгарии был жесточайший.

О жизни Никиты Дмитриевича можно было бы снять многосерийный фильм - получился бы ничуть не менее интересным, чем "Лоуренс Аравийский". Оксфорд, где студент Лобанов увидел выставку, посвященную Дягилевским сезонам. Выставку, которая определила всю его жизнь, - так он был зачарован русским искусством. Затем последовали Геологический факультет Колумбийского университета в Нью-Йорке, работа в Южной Америке. Потом - карьера финансиста, пост вице-президента банка "Уэллс Фарго" в Сан-Франциско - там Никита Дмитриевич заведовал европейским, африканским и ближневосточным отделами. И почти десять лет он занимал должность старшего вице-президента Международного банка финансов и ресурсов в Лондоне.

Но была в его судьбе "одна, но пламенная страсть" - собирание произведений русских художников, оказавшихся за границей. Сегодня, когда изданы огромные каталоги, когда выставка "Русское театрально-декорационное искусство1880-1930-х из собрания Никиты и Нины Лобановых-Ростовских" в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина стала событием в истории русской культуры, равносильным знаменитой выставке портретов, организованной Сергеем Дягилевым в Таврическом дворце в 1905 году, когда в России опубликованы десятки статей и интервью, посвященных Лобанову-Ростовскому, не перестаешь удивляться феномену этого поразительного человека.

Причем Лобанов очень мало напоминает коллекционеров, "гребущих" исключительно для себя. Он все время устраивает выставки, дает интервью, публикует статьи о русских художниках, материалы по истории своего знаменитого рода, где, к примеру, были и близкий друг Лермонтова, и ведущие государственные деятели России. Работы, подаренные им, хранятся и в ЦГАЛИ, куда он еще в разгар застоя привез архив Сергея Судейкина, и в ГМИИ имени А.С. Пушкина, и в Доме-музее Марины Цветаевой в Москве - туда князь преподнес в дар чудесный портрет легендарной Саломеи Гальперн работы Александра Яковлева. Список продолжать можно очень долго.

И вот вышел огромный, в 584 страницы, великолепно оформленный том "Никита Д. Лобанов-Ростовский. Эпоха. Судьба. Коллекция". Более 600 иллюстраций. Биография автора, биографии предков и родных, воспоминания о тех, с кем он сталкивался на дороге жизни, - художниках, коллекционерах, чиновниках, эмигрантах. Приведены статьи Никиты Дмитриевича в прессе, рецензии на его выставки и книги, много внимания отдано его переписке с учреждениями. Мы видим ту неустанную борьбу, которую он вел за создание Музея личных коллекций и которую ведет сейчас за появление в России Национальной портретной галереи.

Оригинал: «Российская газета»
Скриншот





См. также:

- 19.02.1997 Князь Лобанов-Ростовский: Я хотел бы быть Лоренцо Медичи // www.kommersant.ru
- 01.01.2003 09:00 Другая жизнь князя // "Совершенно секретно"
- 02.01.2012 09:00 Граф Лобанов-Аравийский // "Совершенно секретно"
- 11.04.2012 23:58 Бен Ладен был евреем! // www.eg.ru
- 18.04.2012 23:26 Алмазный король // www.eg.ru
- 01.08.2017 22:00 Лобанов Аравийский // voiks

Лобанов-Ростовский Н.Д.


Лобанов-Ростовский Н.Д. Эпоха. Судьба. Коллекция.
- Лобанов-Ростовский Н.Д. Эпоха. Судьба. Коллекция. // www.rp-net.ru. Скриншот
     РЕЦЕНЗИИ
     Виктор Леонидов
     Его жизнь в искусстве
     Рюрикович, геолог, банкир, коллекционер
     НГ-ExLibris от 30.09.2010 г.
     Огромный, великолепно оформленный том «Никита Д.Лобанов-Ростовский. Эпоха. Судьба. Коллекция» — это более 600 иллюстраций, биография автора, биографии предков и родных, воспоминания о художниках, коллекционерах, советских чиновниках, русских эмигрантах, статьи, рецензии на выставки и книги, переписка... Но главное — погружение в мир целого пласта великих произведений нашего искусства, спасенных Никитой Дмитриевичем Лобановым-Ростовским. Рюриковичем.
     Вскоре после окончания Второй мировой этот человек — тогда еще совсем мальчик — вышел из болгарской тюрьмы. Его отец, потомок великого князя Рюрика-Новгородского, Дмитрий Иванович Лобанов-Ростовский, представитель одного из самых славных родов России, находился в тюрьме в Софии. Мать, Ирина Васильевна Вырубова, дочь известного земского деятеля, в годы Гражданской — представителя адмирала Колчака за рубежом, также была в застенке. Попали они туда за попытку нелегального перехода греческой границы — террор против всех «белобандитов» на территории коммунистической Болгарии был жесточайший. Их сын Никита Лобанов-Ростовский, пока родители находились в тюрьме, жил у своей няни, работавшей посудомойкой в Русском клубе. Ее муж, в прошлом офицер Белой армии, служил там же ночным сторожем. И хотя пригрели они сына бывших хозяев как родного, есть все равно было нечего, и маленький Никита собирал окурки, потрошил их и продавал табак цыганам на вес. А еще чистил ботинки на улицах. Отец освободился из тюрьмы, вскоре вышел из дома за молоком и не вернулся. Иллюзий ни у матери, ни даже у маленького Никиты не было. Но надежда оставалась, которую через много лет похоронили официальные власти Болгарии. Никита Дмитриевич, к тому времени знаменитый на весь мир коллекционер русского искусства, банкир, специалист по геологоразведке и алмазному делу, получил справку, что его отец был расстрелян в спецлагере города Пазарджик 13 октября 1948 года. А сын сумел уцелеть. И не просто выжить, а спасти целый пласт русского искусства и в конце концов передать его России. Подобно герою фильма «Восток–Запад», он знал, что убежать из коммунистической Болгарии можно только вплавь, брассом — единственным стилем, позволяющим видеть происходившее вокруг. И Никита стал чемпионом Болгарии по плаванию среди юношей. Однако претворять в жизнь столь опасный вариант не пришлось. Спасли дядя, один из ближайших соратников де Голля среди русских, Николай Васильевич Вырубов, работавший в Комиссариате ООН по беженцам, и будущий классик Роман Гари (он был заместителем посла Франции в Болгарии), которые сумели вывезти Никиту и его мать на Запад.
     О жизни Никиты Дмитриевича можно было бы снять многосерийный фильм — получился бы ничуть не менее интересным, чем «Лоуренс Аравийский». Оксфорд, где студент Лобанов увидел выставку, посвященную дягилевским сезонам, геологический факультет Колумбийского университета в Нью-Йорке, работа в Южной Америке. Карьера финансиста, пост вице-президента банка «Уэллс Фарго» в Сан-Франциско — там Никита Дмитриевич заведовал европейским, африканским и ближневосточным отделами. Почти десять лет занимал должность старшего вице-президента Международного банка финансов и ресурсов в Лондоне. Но была в его судьбе «одна, но пламенная страсть» — собирание произведений русских художников, оказавшихся за границей. В 1959 году в США он приобрел эскизы костюмов Сергея Судейкина к балету «Петрушка» за 25 долл., а его жена — эскиз декораций Александра Бенуа к тому же спектаклю за 100 долл. С этого и началась коллекция, теперь состоящая из сотен произведений русского искусства мирового значения и ныне приобретенная фондом «Константиновский» для Конгресс-центра в Стрельне. Собрание это уже было представлено в Музее театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге. Ядро коллекции — театральные эскизы эпохи Серебряного века. И, конечно, графика, на которую был так щедр недавно завершившийся век.
Лобанов очень мало напоминает коллекционеров, «гребущих» исключительно под себя. Он постоянно устраивает выставки, дает интервью, публикует статьи о русских художниках, материалы по истории своего знаменитого рода, в котором были и близкий друг Лермонтова, и ведущие государственные деятели России. Работы, подаренные им, хранятся и в ЦГАЛИ, куда он еще в разгар застоя привез архив Сергея Судейкина, и в ГМИИ имени А.С.Пушкина, и в Доме-музее Марины Цветаевой в Москве — продолжать список можно очень долго... Действительно человек-легенда. Действительно эпохальное издание. Достойная книга достойной личности в достойном обрамлении.