?

Log in

No account? Create an account
Voikov

voiks


Войковский журнал

"И на обломках самовластья напишут наши имена!"


Previous Entry Share Next Entry
Примирение «красных» с «белыми» или антисоветский реванш?
Voikov
voiks
20160125-REGNUM
15 июня 2017, 13:17 | Дмитрий Буянов
 
Примирение «красных» с «белыми» или антисоветский реванш?
 
Открывшийся на днях в центре Москвы храм Новомученикам, жертвам коммунистической идеи, — лишь звено в длинной цепи событий, грозящих российскому обществу серьезными последствиями
 
01-Александр Дейнека. На допросе. Штаб белых. 1933
Александр Дейнека. На допросе. Штаб белых. 1933

Грань абсурда в российской политической жизни стремительно стирается. Партия либеральных демократов проталкивает гимн «Боже, царя храни». С целью «сберечь единство нации» открывают храм жертв коммунистической идеи (не конкретного правителя, не «режима» даже, а самой идеи!)… Эти попытки «примирения» можно было бы рассматривать как курьезы — или в крайнем случае как «оговорки по Фрейду», показывающие, что накал борьбы «белых» и «красных» сохраняется и по сей день (как минимум со стороны «белых»). Однако подобные «казусы» появляются не первый год и с угрожающей регулярностью. А главное — при их видимой абсурдности и нелепости, в них есть внутренняя логика. И ведет она к «примирению» по принципу «если нет национальных меньшинств, то нет и расизма».

Общая схема (идущая в ход отнюдь не только в России — о чем ниже) «примирения» выглядит примерно так. В некоем конфликте сходятся стороны А и Б, причем первая из них так или иначе оказывается победителем. Проходит время, силы А теряют силу и влияние (например, происходит перестройка) — и Б поднимает голову. Б заявляет о «примирении»: мол, стороны на самом деле равны, должны почитаться одинаково, и вообще всюду были простые люди, «одураченные» злыми политиками.

Под предлогом необходимости восстановления «исторической справедливости» или «равной памяти» сторона Б начинает рассказывать, какая она была хорошая и какие возвышенные у нее были идеалы — т. е. занимается пропагандой. Параллельно «отмывая» своих преступников как «жертв режима», установленного А.

Наконец, задается вопрос: а что это такие замечательные люди, как у Б, воевали со стороной А? Очевидно, что дело тут в том, что сторона А — злая и уродливая, воплощение всего темного и греховного в истории. Если на стороне А и были хорошие люди — то они были «одурачены» политиками; начинаются «разоблачения» и плач о преступлениях А. Постепенно к критике А подключаются не только обычные сторонники Б, но и вообще все противники А, сколь угодно мрачные и ужасные. «Примирение» заканчивается реваншем и переписыванием итогов истории.

02-Парад франкистов в Испании
Парад франкистов в Испании


Показательным примером «примирения» служит Испания, где о своем праве на историческую память заявляют организации вроде Национального братства «Голубой дивизии» — потомки сторонников фашистского диктатора Франко, отправившихся воевать с Советским Союзом на стороне Гитлера. Помимо попыток сделать фашистов героями празднований всех дат, связанных со Второй мировой, братство занимается жертвами «коммунистических репрессий», обелением военных преступников, рассказывают об их хорошем отношении к жителям оккупированных территорий и т.д.

Именно эта организация организовала возвращение в Россию похищенного членами «Голубой дивизии» креста с купола святой Софии Новгородской. Братство тогда разъясняло, что крест был не украден, а «спасен» — очевидно, от большевиков. Более того, была запущена легенда о том, что реликвия хранилась в Испании, пока в России не падет коммунистический режим — и поэтому ее возвращают спустя столько лет (а не потому, что крест был получен в ходе мародерства и потому вызывает вопросы к его испанскому обладателю).

Да, конечно, «Голубая дивизия» занималась убийствами — но не русских, а коммунистов. Которые, как доказывают члены братства, были намного хуже фашистов.

Обманный маневр

Мир тесен, и антикоммунистический накал братства не мог остаться незамеченным у отечественных сторонников «примирения». Так, 9 июня 2016 года по случаю Дня России в российском посольстве в Испании собрался цвет неонацизма. Помимо организаторов фашистского слета «Испанская весна» (на котором обелялся Муссолини) из Movimiento Social Republicano, хозяина магазина экстремистской литературы «Европа» и бывшего члена неонацистского «Испанского кружка друзей Европы» CEDADE, представителя Национального фонда Франциско Франко и т.п. — присутствовали все те же члены братства «Голубой дивизии».

Фашисты всегда были главными борцами с «красной угрозой», и на этой почве они легко становились союзниками либеральных и «белых» сил. Если мы взглянем на последние «громкие» события, связанные с «примирением» в России, — то увидим, что всех их объединяет явная и резкая антикоммунистическая направленность, доходящая до возвеличивания нацистов или иных подобных «одиозных» фигур.

12-Михаил Авилов. Красногвардейцы. 1941
Михаил Авилов. Красногвардейцы. 1941


Карл Маннергейм, доску которому устанавливали тогдашний глава кремлевской администрации Сергей Иванов, министр культуры Владимир Мединский и представитель Российского военно-исторического общества Владимир Чуров, отметился в истории не только дружбой с Гитлером и блокадой Ленинграда. В самой Финляндии он пришел к власти на германских штыках, вырезав местных социалистов и русские воинские части. Затем он организовал нацистские акции «расовой гигиены», фактически — охоту на русских и коммунистов. Отдельная кампания шла против женщин, заподозренных в симпатиях к крайне «левым»: их демонизировали в прессе, держали в специальных лагерях (вместе с детьми и даже младенцами) и расстреливали без суда.

Александр Колчак, после героических фильмов также получивший памятную доску, — вообще до сих пор является официальным военным преступником, карателем на службе у интервентов, причем все многочисленные попытки его реабилитации в постсоветской России однозначно отклонялись судами. На сайте организации «Белое дело», выступившей инициатором установки доски Колчаку, «примирительная» позиция высказана четко:

     «Большевизм оказался не только богоборческой доктриной, отрицавшей Христа, историческую традицию, право и личное достоинство, но и стал искусительным соблазном для нашего народа… последовательно и упрямо разрушалась собственная страна, попирались ее культура и прошлое… мы хотим посильно продолжить традицию Белого движения, положившего начало самоотверженной борьбе русского общества за родину… Опыт небольшевистской России должен быть востребован сегодня».

Координатор «Белого дела» Олег Шевцов предлагал отменить статус военного преступника «политической волей на самом высоком уровне» и тут же называл большевиков «международным терроризмом».

Большая фанатка Николая II Наталья Поклонская поднимала скандал с фильмом «Матильда», порочащим образ царя-праведника, по обращению организации «Царский Крест» (судя по всему, именно в тот момент и созданной, и до сих пор занимающейся борьбой с данной кинолентой). Руководителя его, Александра Порожнякова, пользователи интернета быстро уличили в сочувствии казакам — членам нацистского СС, распространении эзотерических символов этого самого Ордена СС (черного солнца). А также в ереси царебожия (идее, что Николая II повторил искупление Христа) и поддержке канонизации «старца» Григория Распутина. Что не мешало ему быть сторонником еще и либералов, «Болотной площади», Навального, «Эха Москвы» и т.д., — видно, в порядке общей оппозиционности.

03-Андрей Рябушкин. Ожидают выхода царя. 1901
Андрей Рябушкин. Ожидают выхода царя. 1901


От Колчака и Маннергейма процесс идет к гитлеровцу Краснову (на котором замешивают современное казачество, ему стоит огромный памятник в мемориале «Донские казаки в борьбе с большевиками» в Ростове и пр.) или Власову. Параллельно вытесняются все советские символы, от стыдливо загороженного на всех мероприятиях Мавзолея Ленина — и до крупной кампании по переименованию станции Войковская или исчезновения звезд и советских гербов с зданий. По телевизору показывают неизвестных режиссеров, отметившихся лишь документальным фильмом о «благородных» деятелях нацистской Локотской республики. В символике Победы и 9 мая все «красное» заменяют на цветочки и голубей в стиле европейских праздников «примирения» 8 мая. Не жалеют даже косвенно относящиеся к советскому периоду объекты, вроде обелиска философам-утопистам в Александровском саду.

При открытии памятника князю Владимира на День народного единства в прошлом году после президента и патриарха выступает вдова Александра Солженицына, прямым текстом отвергающая «примирение» и требующая осуждения зла и прекращения попыток «оправдания» советской эпохи.

14-Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Сретенский монастырь. Москва
Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Сретенский монастырь. Москва



Теперь президент выступает с речами о необходимости «сохранить единство нации» с амвона храма, посвященного жертвам коммунистической идеи. Наместником его стал епископ Тихон (Шевкунов). Масштаб и история строительства храма говорят сами за себя: здание, превосходящее размерами Успенский собор, было возведено и расписано фресками всего за три года с небольшим. При Лужкове проект столь большого храма не согласовали, и лишь новые московские власти разрешили стройку на территории архитектурного памятника (Сретенского монастыря) в центре города. Патриарх в своей речи не упустил случая упомянуть о подвалах Лубянки, но сразу же уточнил, что храм, конечно, посвящен не им, а «торжеству Христа над силами зла».

Антисоветское согласие

Этот ряд можно продолжать дальше и дальше. Общую точку во всех этих событиях точно характеризует ставший ныне популярным в «высоких кругах» философ Ильин, рассуждая о нацистской партии:

     «Мы советуем не верить пропаганде, трубящей о здешних «зверствах»…Что сделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе…»

10-Борис Кустодиев. Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого. 1921
Борис Кустодиев. Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого. 1921



Цель «примирения» — объединение всех возможных сил для борьбы с «коммунизмом» (на деле — всем советским наследием), начатой еще в перестройку. Участвовать в нем предлагается всем, кроме самих «левых», — для этого применяются формулы вроде «против коммунистов, а не против русских» или слова о простых людях, которым власть «внушила» «красные» идеи против их воли. Отрекись от коммунизма и советского прошлого под любым, самым комичным, предлогом — и можешь присоединяться к «примирительному» фронту.

Адресацию к «белому» движению также не надо понимать буквально. Реальные «белые» были очень разными, многие из них не были ни монархистами, ни православными. Николай II ими явно не превозносился: царская элита сама участвовала в заговоре против царя, либералы и социалисты никогда не испытывали к нему симпатии. Белоэмигранты плотно вошли в западный истеблишмент, с Россией они уже имеют мало общего. На местных «белых», адресующихся к царю или эмиграции, они смотрят свысока — как на потомков «черни», выходцев из КПСС, пособников большевиков, «опаленных октябрем», предавших царя. Их возвращение грозит России внешним управлением и жестким подавлением всех без исключения местных сил. Тем более что у «белых» уже есть богатый исторический опыт сотрудничества со всевозможными интервентами.

Однако люди, снявшие все «сливки» с перестройки и приватизации, хотят упрочить свои позиции. Подобно буржуазии времен Французской революции или креолам периода освободительного движения в Латинской Америке, они мечтают перейти в разряд помещиков, дворян, чья собственность и власть будет гарантирована, с нескончаемой передачей по наследству. Им хочется, чтобы чернь знала свое место и не посягала на место и имущество элиты. Фашизм был лишь грубым инструментом на этом пути: капиталисты хотели стать феодалами и пытались силой подавить народ. Противоречий с ним никаких нет, и он держится «про запас».

«Левые», в особенности коммунисты, — главное препятствие на этом пути: они требуют народной самоорганизации, прямой демократии, социальных благ для широких масс населения и т.д. Им нужна национализация, справедливое распределение. Опираясь на позитивный опыт СССР и на очевидную разруху современной России, они создают влиятельную альтернативу планам «белых». Без стирания памяти о советском периоде и уничтожения «красной» альтернативы — сложно закручивать гайки и строить элитарные системы, тем более как-то связанные с монархией и царями.

04-Константин Коровин. За чайным столом. 1888
Константин Коровин. За чайным столом. 1888



Этим обусловлено отсутствие у «белых» четкой позитивной программы. Они лишь плачут о прошлом и борются с «проклятыми коммунистами», не дающими России зажить нормально. Чего хотят эти граждане, говорящие про царя, белоэмигрантов, белопатриотизм, даже «русскую империю»? В чем их политическая, экономическая, социальная программа? Нельзя же сказать народу, что его просто официально сделают крепостными у постперестроечных феодалов. Предложения переделать президента в царя воспринимаются как шутка, тем более что звучат из уст крайне «эпатажных» политиков и партий. Даже обещания привезти в Россию на воцарение Майкла Кентского или принца Гарри на этом фоне кажутся более правдоподобными.

То же отсутствие программы характеризовало и Франко, и его современных последователей: их риторика концентрировалась на «защите Церкви» и уничтожении «коммунистической заразы». Содержательная повестка была скорее достоянием испанских антифашистов, хотя у них и не нашлось собственных идеологов, достаточно сильных, чтобы разгромить франкистов. В конечном итоге реальная программа «белых» не может не включать негативного отношения к народу, принявшему большевиков, строившему СССР, по «старой памяти» требующему от государства исполнения каких-то социальных и иных обязательств. Поэтому всю постсоветскую историю властные «белые» и занимались не «примирением» с «красными» оппонентами, а их методичным уничтожением.

Принуждение к миру

Так возможно ли вообще это пресловутое примирение? Попытки установить мир и согласие между бедными и богатыми, рабочими и капиталистами, подчиненными и хозяевами, до сих пор нигде не увенчивались полным успехом. Однако по-настоящему «левая», народная повестка — по определению более демократична. Ей требуется не непременное уничтожение противника, а его самоограничение.

Советский Союз, даже в период максимального ограничения прав «знатных» и «богатых», тем не менее активно интегрировал «белых» в новую жизнь. Многие царские интеллектуалы, даже антисоветски настроенные, нашли себе место в сфере культуры, науки, образования — а зачастую даже военного дела и государственного управления. Крупный бизнес стремительно ликвидировался, однако мелкие и средние собственники прожили все правление Сталина. Советская культура базировалась на дворянской, на дореволюционной классике; большевиками задавалась единая историческая линия, в которой нашлось место и Петру I, и Ивану Грозному, и Минину, и даже Екатерине II. С течением времени все сильнее становилась «русская» линия в идеологии и пропаганде — строились отношения с царскими кадрами.

13-Первая демонстрация (Семья рабочего в первую годовщину Октября). 1927
Первая демонстрация (Семья рабочего в первую годовщину Октября). 1927



«Красные» сосредоточены не на своих врагах, а на будущем страны. В него можно вписаться, и для этого даже создаются все условия. Если уж и говорить о «примирении», то оно скорее случится именно при победе демократического и гуманистического «красного» начала, чем элитарного «белого».

Только создание образа будущего, разработка четких политических программ, их обсуждение и реализация могут столкнуть дело настоящего примирения с мертвой точки. Охота на ведьм, вспоминание давних обид, попытки героизировать преступников и переложить вину на других — лишь способы отвести внимание от насущных проблем и возможность «потопить» конкурента, так и не перейдя к сравнению его и своих позитивных программ. Приверженность крупных политиков и представителей власти этому пути, а также слабая реакция на это общества — опасные для будущего России сигналы.

Дмитрий Буянов



Оригинал: ИА REGNUM
Скриншот Иллюстрации: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



См. также:

- Дмитрий Буянов. Примирение «красных» с «белыми» или антисоветский реванш? // www.rospisatel.ru

- 17.06.2017 11:03 Дмитрий Буянов. Примирение «красных» с «белыми» или антисоветский реванш? // khazin.ru. Скриншот

04.12.2014. В Послании Путин вернулся к философу Ильину — идеологу Белого движения


16.11.2016 01:39. А.И. Деникин — Г. Трумэну: сделайте ставку на антикоммунистов!
- 24.05.2009 17:44 Путин возложил цветы к надгробиям Деникина, Ильина и Шмелева // www.vesti.ru
     Премьер-министр Владимир Путин возложил в воскресенье цветы к надгробиям белогвардейского генерала Антона Деникина и русских писателей-философов Ивана Ильина и Ивана Шмелева, чей прах в 2005-2006 годах был перезахоронен на кладбище Донского монастыря.
     Первый букет из алых роз премьер возложил у надгробия Деникина, который похоронен здесь вместе со своей супругой. Следующий букет премьер возложил к надгробию философа Ивана Ильина. Мысли и выдержки из его трудов Путин не раз цитировал в своих выступлениях. Произведением Ильина, которое Путин часто перечитывает, стал труд "Что сулит миру расчленение России".
     Затем Владимир Путин прошел к месту захоронения другого известного русского мыслителя - Ивана Шмелева, к надгробию которого он также возложил цветы. По словам Путина, все эти выдающиеся люди - "настоящие государственники".
     Последний букет из алых роз Путин возложил к надгробию русского писателя Александра Солженицына, похороненного на этом кладбище только в прошлом году. В беседе с Тихоном Владимир Путин вспомнил, что при всех встречах с Александром Исаевичем он каждый раз "был поражен, насколько Солженицын - органичный и убежденный государственник".
     Чуть позже в разговоре с журналистами архимандрит Тихон рассказал, что пару месяцев назад Путин увидел фотографии могил Деникина, Ильина и Шмелева, которые находились в очень плохом состоянии. "Это не дело!" - сказал премьер и поручил изготовить новые надгробия и лично, вместе с Патриархом, утвердил новые эскизы. Когда же встал вопрос о финансировании работ, то, по словам архимандрита, Путин твердо сказал: "Я сам, из личных денег готов все оплатить".
     "Так и было сделано, Владимир Владимирович лично все оплатил", - цитирует ИТАР-ТАСС слова Тихона.


- 04.07.2009 Почему Путин цитирует философа Ильина? // www.kp.ru. Скриншот
     Несколько лет назад Деникин, Ильин и Шмелев были перезахоронены в России. Надгробия на их могилах были установлены на личные деньги Путина
     На прошлой неделе мы писали о белом генерале Антоне Деникине (см. Почему Путин любит Деникина). Прочесть его мемуары наш корреспондент пообещала премьеру Путину. Этот разговор состоялся в тот день, когда Путин возложил цветы к могилам писателей Солженицына и Шмелева, философа Ильина, офицеров Белой гвардии Деникина и Каппеля на кладбище Донского монастыря в Москве. Несколько лет назад Деникин, Ильин и Шмелев были перезахоронены в России. Надгробия на их могилах были установлены на личные деньги Путина.
     Если о генерале Деникине Путин в тот день сказал впервые, то философа Ильина он цитировал не раз, в том числе в Посланиях президента Федеральному собранию. Например, вот эту мысль философа: «Государственная власть имеет свои пределы... И все творческие состояния души и духа, предполагающие любовь, свободу и добрую волю, не подлежат ведению государственной власти и не могут ею предписываться... Государство не может требовать от граждан веры, молитвы, любви, доброты и убеждений. Оно не смеет регулировать научное, религиозное и художественное творчество... Оно не должно вторгаться в нравственный, семейный и повседневный быт и без крайней надобности стеснять хозяйственную инициативу и хозяйственное творчество людей».
     Ильина не раз цитировали и другие российские политики. Например, первый замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков (которого называют главным идеологом Кремля), предложивший для России модель «суверенной демократии». Не исключено, под влиянием мыслей Ильина: философ считал, что у России особый путь и западные демократии ей не указ. На Ильина ссылался и Владимир Устинов, когда был Генпрокурором.
     Иван Ильин считается самым проницательным русским философом: более полувека назад он ответил на многие вопросы, которые сегодня стоят перед властью.
     Что же зацепило руководство страны в произведениях Ивана Ильина? Ответ можно найти в некоторых мыслях философа, которые мы предлагаем сегодня вам. Возможно, они позволят многое понять в сегодняшней политике государства.


- 04.12.2014 13:20 Послание Президента Федеральному Собранию // www.kremlin.ru
     Главное сейчас – дать гражданам возможность раскрыть себя. Свобода для развития в экономике, социальной сфере, в гражданских инициативах – это лучший ответ как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы. И чем активнее граждане участвуют в обустройстве своей жизни, чем более они самостоятельны как экономически, так и политически, тем выше потенциал России.
     Приведу в этой связи одну цитату: «Кто любит Россию, тот должен желать для неё свободы; прежде всего свободы для самой России, её международной независимости и самостоятельности; свободы для России – как единства русской и всех других национальных культур; и, наконец, – свободы для русских людей, свободы для всех нас; свободы веры, искания правды, творчества, труда и собственности» (Иван Ильин). В этом огромный смысл и хороший наказ всем нам в сегодняшнее время.


- 06.12.2014 16:44 «Либералы готовились к идиллии, а настал разврат» // www.gazeta.ru. Скриншот
     Иван Ильин о том, что несвоевременно предоставленная свобода ведет к порабощению

Ильин, Иван Александрович
- 04.12.2014 В Послании Путин вернулся к философу Ильину — идеологу Белого движения // life.ru Скриншот
     По мнению философа Бориса Межуева, с работами Ивана Ильина президент России знаком хорошо. Он не раз их упоминал — в частности, в 2009 году в послании он уже ссылался именно на этого мыслителя.
     — То, что Путин процитировал сегодня Ильина, вполне предсказуемо, — считает Борис Межуев. — Это своего рода официальный философ, поэтому более неожиданным я бы назвал прошлогодний выбор Бердяева. Он мыслитель довольно левых взглядов и слишком либеральный, чтобы быть знаменем консерватизма.
     Иван Ильин — человек «белых» убеждений, сторонник правовой монархии, гегельянец, патриот, который ясно понимал свободу как метафизическую ценность.
     — Он точнее и лучше всех понимал современность, — отмечает эксперт. — Ильин был убежден, что национальная свобода — условие индивидуальности, и вне национального контекста она не имеет основания. Видимо, именно на это и хочет опереться Путин — на внутреннюю и внешнюю неразделимость свободы.


- 12.03.2002 Иван Ильин: Национал-социализм. Новый дух.I. (1933) // iljinru.tsygankov.ru

- 23.09.2006 Денис Бабин. Иван Ильин - фашистский апологет и «интеллектуальный наставник» Путина // "Левая Россия", №13 (147) 2006 г. Скриншот Скрин-2
     Сегодня с легкой подачи президентской администрации, одним из самых популярных в России философов стал русский религиозный мыслитель Иван Александрович Ильин. Его книги переиздаются, о нем снимают телевизионные передачи, цитировать его стало признаком "хорошего тона".
     Никто не скрывает, что такое триумфальное возвращение философа стало возможным только благодаря безоговорочной поддержке властей. Именно в рамках президентской программы "За примирение и согласие" произошло торжественное перезахоронение его праха в Москве. В нынешнем же году власть инициировала возвращение его архива из Мичиганского университета США. Сделка обошлась немного ни мало в 60 тыс. долларов.


- 13.04.2017 Антон Барбашин. Иван Ильин: фашист, введенный в моду // intersectionproject.eu. Скриншот Скрин-2
     Легитимация Ивана Ильина российским государством отбеливает его профашистские взгляды
     Недавно Марлен Ларюэль в своей статье «В поисках философа, вдохновившего Путина» подняла важную тему необходимости адекватно оценивать любую информацию, касающуюся утверждений о влиянии тех или иных философов или идеологов на Владимира Путина и его политическую программу. С момента прихода Путина к власти многие исследователи, журналисты и политики пытались найти ответ на вопрос: как мыслит Путин? Очевидно, что полученные ответы далеко не всегда соответствовали действительности. Назвать Путина политиком, который на практике реализует какую-либо идеологическую или философскую концепцию, равносильно утверждению, что Трамп – подлинный республиканец-консерватор. Другими словами, просто смешно. Однако это не исключает того, что у Путина могут быть симпатии к определенным идеологическим парадигмам, в частности – к работам Ивана Ильина.
     Ильина цитирует или упоминает не только президент России, но и премьер-министр Медведев, министр иностранных дел Сергей Лавров, ряд российских губернаторов, патриарх Кирилл, лидеры Единой России и многие другие. Его книги в качестве обязательных к прочтению рекомендовали два «серых кардинала» Кремля – Сурков и Володин. Михаил Зыгарь в своей книге «Вся кремлевская рать» пишет, что именно под влиянием Ильина Путин сформулировал основные «традиционные ценности». <...>


А.И. Деникин, Прага, 31 Декабря 1934 г.
- 16.11.2016 01:39 А.И. Деникин — Г. Трумэну: сделайте ставку на антикоммунистов! // voiks
     Сегодня весьма популярно мнение, будто бы среди белой эмиграции были «плохие» белые (Краснов, Шкуро), которые пошли в услужение Гитлеру, и «хорошие», правильные белые, которые, невзирая на несогласие с большевиками, остались патриотами России. В качестве наиболее яркого представителя последних обычно приводят А.И. Деникина.
     Увы, незадолго до смерти Антон Иванович основательно запомоился. Весьма показательно, что хотя приведённое ниже его письмо Трумэну было опубликовано ещё 18 лет назад, до сих пор его никто не оцифровал и не выложил в интернет. Исправляю этот досадный недочёт:
     А.И. Деникин — Г. Трумэну: сделайте ставку на антикоммунистов! // Военно-исторический журнал. 1998. №4. С.92–96.
     В июне 1946 года бывший главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России генерал-лейтенант А.И. Деникин обратился с личным посланием к главам правительств США и Великобритании. Этот документ, сравнительно давно известный на Западе (однако до сих пор не переведённый на русский язык), дал основание некоторым отечественным историкам говорить о заслугах генерала-эмигранта в предотвращении третьей мировой войны и новой интервенции в СССР. Произвольно выхватывая отрывочные цитаты, эти авторы приводят их в своих работах в доказательство патриотических намерений и миротворческих устремлений А.И. Деникина. Он, дескать, был искренне обеспокоен возможным разделом и порабощением России после её военного поражения в очередном фронтальном столкновении с Западом и искал пути предотвращения этого.
     В какой мере соответствует истине подобная трактовка меморандума одного из белогвардейских вождей, читатели могут судить сами, познакомившись с полным текстом письма А.И. Деникина президенту Г. Трумэну. Документ переведён на русский язык специально для «Военно-исторического журнала» постоянным его автором сотрудником Института США и Канады кандидатом исторических наук В.И. Батюком с разрешения Национального архива США, где письмо хранится в фонде адмирала Лихи*.
     Содержание меморандума А.И. Деникина убеждает, что попытки представить его гуманистом-патриотом, на склоне лет осознавшим губительную для русской нации опасность братоубийственной вражды и проникшимся христианским всепрощением, беспочвенны. Деникин остался верен себе до конца. Более того, если в 20–30-е годы он публично высказывался против военной интервенции, то в письме Г. Трумэну фактически её одобряет. Этот антинациональный призыв генерал-эмигрант сопровождает рядом оговорок, из которых наиболее существенная — призыв смело опираться на явных и скрытых оппонентов существующей власти, предателей Отечества. В этом смысле позиция Деникина вряд ли отличается от той, которую заняли в своё время Власов, Лаваль, Квислинг и другие изменники, пытавшиеся облагодетельствовать соотечественников пособничеством врагу.