Voikov

voiks


Войковский журнал

"И на обломках самовластья напишут наши имена!"


Previous Entry Share Next Entry
Леонид Владимирович Шервуд (1955). 2/2
Voikov
voiks
Часть 1. Часть 2.
V-Logo-Скульптура

Леонид Владимирович Шервуд
Окончание.
П. Л. Войков. Бюст. 1927 г.
Но большая педагогическая и общественная деятельность не мешала скульптору продолжать творческую работу. Интересно созданное им в эти годы надгробие А. В. Тищенко на Смоленском кладбище в Ленинграде, посвященное памяти погибшего во время мировой войны молодого археолога, занимавшегося изучением древнерусской скульптуры. Желая как можно полнее отразить личность Тищенко и круг его интересов, Шервуд обращается к памятникам скульптуры Древней Руси. На гранитном постаменте сн помещает повторенный им в мраморе древнерусский рельеф. Используя формы древнерусского искусства, умело сочетая разные материалы, скульптор создает памятник, полный теплоты и лиризма.

Продолжается и напряженная работа скульптора над образами выдающихся деятелей революции, науки, культуры. К 1922 году относится портрет А. В. Луначарского. Страстный оратор, с убежденностью и вдохновением произносящий речь, - таким хотел показать Луначарского Шервуд. Эта попытка передать в портретном бюсте говорящего человека является спорной, и в то время вызвала ряд возражений.

В 1925 году скульптор участвовал в конкурсе на памятник В. И. Ленину у Финляндского вокзала, работал над бюстом гениального основателя Советского государства.

Шервуда попрежнему привлекают образы великих русских ученых и мыслителей. Он выполняет полуфигуру Д. И. Менделеева для Ленинградского государственного университета (1923-1925 гг.), парную к полуфигуре А. М. Бутлерова, законченной еще перед первой мировой войной.

О большом интересе скульптора к личности Менделеева свидетельствует выполненный им тогда же, в 1925 году, бюст Менделеева, ныне находящийся в Государственном Русском музее. Весь облик Менделеева говорит о его громадной творческой активности, решительности и целеустремленности.

Обобщенные фермы лица, использование светотеневых контрастов, фактура материала (цемента), в котором выполнен бюст, - все эти художественные средства способствовали выразительности образа, помогли Шервуду создать портрет великого представителя русской науки, исполненный большой жизненной правды.

В 1927 году Шервуд выполнил две небольшие фигуры - "Комсомолка" и "Рабочий-бетонщик", в которых проявилось серьезное, хотя, к счастью, весьма кратковременное увлечение скульптора принципами конструктивизма. Стремясь к созданию "синтетической формы", Шервуд в этих работах шел от конструктивистской схемы, от абстрактных геометрических форм, что привело к примитиву, к упрощенной трактовке человеческого тела. Ни о каком раскрытии образов советских людей здесь не могло быть и речи. Поэтому, несмотря на важность и своевременность обращения скульптора к подобной тематике, схематизм, проявившийся в трактовке этих образов, не дает возможности отнести "Комсомолку" и "Рабочего-бетонщика" к его творческим удачам.

В том же, 1927 году, Шервуд исполнил бюст полпреда СССР в Польше П. Л. Войкова, трагически погибшего от руки белогвардейца. Образ Войкова вдохновил скульптора на создание яркого, романтически звучащего произведения. Войков у Шервуда полон силы, уверенности, "...гордого сознания достоинства своего класса"*. Удачна композиция бюста, хорошо вылеплено лицо Войкова. Близко знавшие Войкова отмечали, что скульптор добился такого большого портретного сходства, как если бы работал с натуры. За бюст П. Л. Войкова, экспонированный на юбилейной выставке в 1927 году в Москве, Шервуд получил премию.

* (Л. В. Шервуд. Путь скульптора. Искусство, 1937, стр. 61.)

В следующем, 1928 году, скульптор работал над бюстами И. В. Сталина и Р. Люксембург.

Бюст И. В. Сталина, который относится к числу удачных скульптурных портретов Шервуда, интересен тем, что является одной из первых работ, посвященных И. В. Сталину в советском изобразительном искусстве.

Важной вехой в творческом развитии Шервуда, как и во всей истории советского искусства, явилось историческое постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года о перестройке литературно-художественных организаций. Метод социалистического реализма становится руководящим в творческой практике советских художников, писателей, композиторов как единственный метод, правдиво и верно отражающий действительность.

Ряд организованных вскоре после постановления ЦК ВКП(б) художественных выставок продемонстрировал победу принципов социалистического реализма над остатками формалистических и натуралистических течений в советском искусстве. Одной из таких выставок была выставка "XV лет РККА" (1933 г.), на которой экспонировалась новая работа Шервуда, сразу же завоевавшая популярность и признание в самых широких кругах советской общественности - статуя "Часовой".

Получив от Выставочного комитета приглашение участвовать в выставке, Шервуд работал сначала над эскизом композиции, посвященной культурному отдыху красноармейцев. Однако, стремясь к созданию монументальных произведений, Шервуд не удовлетворился жанровой темой и создал первый эскиз статуи "Часовой". Эскиз был принят, и Шервуд получил возможность осуществить свою мечту о работе над большим монументальным произведением. "Исполняя в большинстве случаев портретные бюсты и памятники, я уже десятки лет не делал статуй, и революция дала мне возможность выявить свое давнишнее стремление к статуарным мотивам"*, - писал скульптор по этому поводу.

* (Л. В. Шервуд. Путь скульптора. Искусство, 1937, стр. 73.)

В короткий срок и в трудных условиях Шервуд закончил статую "Часового" размером в 2,5 метра.

Чем же объясняется беспримерный успех "Часового"? Что дало этой работе возможность занять центральное место на выставке?

Шервуд изобразил воина Красной Армии, стоящего на боевом посту. Одетый в тяжелый тулуп и буденовку, зорко всматриваясь вдаль, он крепко сжимает в руках врученное ему Родиной оружие. Мощное спокойствие, несокрушимую уверенность в своих силах выражает эта фигура.

Верный подход к решению образа, строгий отбор необходимых деталей привели к тому, что идейный смысл этой статуи стал значительно шире, чем это первоначально предполагал сам скульптор. И если ему сначала мыслился часовой, охраняющий социалистическую стройку, то в процессе работы он добился создания обобщенного образа бойца, стоящего на страже завоеваний Октября, сознательно охраняющего свое государство.

В этом подлинно монументальном произведении Шервуд создал обобщенный, типический образ советского человека, образ советской эпохи. В "Часовом" скульптор как бы синтезировал завоеванные ранее успехи: это стало возможным лишь на основе работы Шервуда над памятниками монументальной пропаганды. Все в "Часовом" говорит о высоких моральных качествах русского воина, о глубоком сознании им своего священного долга перед Родиной, "...армия, знающая за что она борется, непобедима..."*, - говорил товарищ Сталин. "Часовой" как бы является иллюстрацией к этим замечательным словам.

* (И. В. Сталин, Сочинения, т. 11, стр. 26.)

Жизненность и правдивость - вот те основные принципы, из которых исходил скульптор. Подчеркнуто просто лицо красноармейца. Проста и композиция скульптуры, цельной и монолитной. Выразительна фигура красноармейца, за спокойствием которого чувствуется большая внутренняя энергия.

Тонко передавая разнообразие материалов, добиваясь убедительности в изображении лица, тулупа, меха, Шервуд ни на миг не жертвует ради этого общим монументальным решением статуи, не дробит поверхность фигуры. Обобщены лицо и руки бойца, большими плоскостями вылеплен тулуп, падающий тяжелыми складками.

Успех "Часового" показал ложность утверждений некоторых скульпторов, считавших тогда, что современная одежда будто бы "не скульптурна", не может быть удачно изображена средствами скульптуры. Одежда "Часового" не только не вызывает возражений с точки зрения "скульптурности", но формы ее в значительной мере способствуют целостности композиции, ясности и выразительности силуэта.

В связи с низкой температурой в мастерской скульптор был лишен возможности работать в глине. Поэтому ему пришлось лепить "Часового" прямо в гипсе, что создавало дополнительные трудности. Однако большой профессиональный опыт помог Шервуду преодолеть все трудности и добиться успеха.

"Часовой" был замечательным откликом 62-летнего скульптора-патриота на XV-летний юбилей славной Красной Армии, победившей на фронтах гражданской войны и охраняющей мирный труд советского народа.

"Часовой" - одно из первых произведений социалистического реализма в скульптуре. Несмотря на то, что со времени его создания прошло уже более 20 лет, монументальный героический образ "Часового" близок и дорог нам и сегодня, отвечая сегодняшним требованиям, предъявляемым советским народом к произведениям искусства.

Вечная молодость "Часового", обусловленная проверенной временем правильностью его идейного и художественного решения, дает возможность отнести эту работу Шервуда к числу выдающихся и любимых народом произведений советской скульптуры.

Следующей после "Часового" большой работой Шервуда был памятник И. И. Мечникову на территории больницы имени Мечникова в Ленинграде (1934 г.).

Над портретами Мечникова скульптору приходилось работать и ранее. Поэтому он с удовольствием принял заказ. Первоначально коллектив больницы предложил скульптору сделать небольшой бюст Мечникова с микроскопом. Но найти удовлетворительное композиционное решение памятника, которое позволило бы объединить бюст и сложный по форме прибор, оказалось невозможным. Поэтому Шервуд решил исполнить для памятника полуфигуру. Кроме того, учитывая размеры площади, где должен был стоять памятник, Шервуд остановился на размере скульптурной части в две натуры.

Шервуд изображает ученого в привычной рабочей обстановке. "Для своей композиции, - рассказывал скульптор, - я выбрал момент перерыва в работе, когда великий ученый погрузился в глубокое раздумье, как бы охватывая мыслью добытый наблюдением материал"*.

* (Л. В. Шервуд. Путь скульптора. Искусство, 1937, стр. 70.)

"Нет в мире непонятного, но многое не понято". Эти слова Мечникова помещены на постаменте памятника. С редкой правдивостью и убедительностью охарактеризовал Шервуд Мечникова, показывая его активную волю, стремление "понять непонятое", своим трудом принести пользу человечеству. Тонкая, нервная рука ученого привычно касается микроскопа, выражение его лица говорит о большом творческом горении, о напряженной работе мысли. Скульптор создал глубокий психологический образ, добиваясь цельности и завершенности композиции памятника.

Злодейское убийство врагами народа Сергея Мироновича Кирова, вызвавшее скорбь всего советского народа и особенно ленинградцев, среди которых протекали последние годы деятельности замечательного большевика, глубоко потрясло скульптора, близко знавшего Кирова и пользовавшееся его помощью и поддержкой во многих творческих вопросах.

В 1934 году Шервуд работал над проектом памятника С. М. Кирову. Скульптор хотел выразить в образе Кирова непреклонность коммуниста, идущего по пути Ленина и Сталина. Однако подготовительная работа отняла у Шервуда слишком много времени, и ему не удалось закончить проект к сроку.

Продолжая работу над образом С. М. Кирова, Шервуд в 1935 году закончил группу "С. М. Киров и Г. О. Графтио на Свирьстрое", в которой отражена большая организационная работа Кирова по освоению природы советского Севера. Скульптор изобразил Кирова и Графтио стоящими на берегу около закованной в бетон беснующейся водной стихии. Образы С. М. Кирова и академика Г. О. Графтио как бы символизировали союз Коммунистической партии и передовой советской науки, способствующий расцвету народного хозяйства страны.

Позднее, в 1941 году, скульптор исполнил портрет С. М. Кирова.

В годы второй пятилетки, отмеченные возникновением стахановского движения и быстрым подъемом социалистической индустрии, советские художники создают произведения, в которых стремятся отразить трудовой героизм советских людей. Образы представителей рабочего класса нашей страны, людей с новым, социалистическим отношением к труду, занимают в это время видное место в творческой практике мастеров советского изобразительного искусства.

В течение 1934-1937 годов Л. В. Шервуд работал над образом молодого рабочего тяжелой промышленности, выполнив несколько вариантов фигуры. Представленная скульптором на выставку "Индустрия социализма" (1939 г.) статуя "Тяжелая индустрия" - последний и окончательный вариант этой темы.

"Тяжелая индустрия" представляет собой обобщенный образ молодого рабочего, совершающего трудовые подвиги во славу Родины. Крепкий торс рабочего, вся его сильная фигура говорят о замысле скульптора, который хотел в этой статуе выразить мощь непрерывно растущей промышленности страны. Однако недостаточно глубокое психологическое решение образа, излишнее увлечение производственными атрибутами снизили художественные достоинства этой интересной работы Шервуда.

К тридцатым годам относятся также бюст украинского композитора В. С. Косенко (1937 г.) и два надгробных памятника - главному врачу больницы имени Боткина в Ленинграде профессору Г. А. Ивашенцову на Коммунистической площадке Александро-Невекой лавры (1934 г.) и академику П. Н. Сакулину на Новодевичьем кладбище в Москве (30-е годы).

Памятник Г. А. Ивашенцову - еще один пример свойственного Шервуду острого и оригинального решения композиции. Памятник представляет собой вертикальный мраморный блок, из которого как бы выступает полуфигура Ивашенцова. Скульптор изобразил Ивашенцова в обычной для него одежде и обстановке. Одетый в белый врачебный халат, ученый стоит, глядя перед собой слегка прищуренными глазами. Кажется, что он читает лекцию своим ученикам. Мрамор, мастерски обработанный скульптором, точно передает фактуру белого халата. Тонко моделировано отличающееся большим портретным сходством лицо Ивашенцова (голова и руки выполнены в бронзе).

Образ Ивашенцова, полный теплоты и человечности, образ советского врача-гуманиста - один из самых ярких среди созданных Шервудом. Однако общей выразительности образа мешает различие материала, придавая памятнику некоторую условность и нарочитость.

Начавшаяся Великая Отечественная война застала скульптора в Ленинграде. Вместе со всеми ленинградцами он стойко переносит непрерывные артиллерийские обстрелы и бомбардировки с воздуха, тяжелые условия жизни в осажденном, голодающем городе. Но месяцы, проведенные Шервудом в блокированном Ленинграде, не сломили его сил. Скульптор полон творческих планов, стремится своим оружием бороться с врагом, нарушившим мирный труд страны.

В декабре 1941 года больной 70-летний скульптор эвакуировался на самолете из Ленинграда. Прожив некоторое время в городе Иваново, он вскоре переехал в Москву, где возобновил творческую деятельность. В трудных условиях военного времени он работал над композициями "Отомстим за муки народные" (1942 г.), "Умирающий Сусанин" (1943 г.). Обращение Шервуда к таким темам свидетельствовало о стремлении скульптора отдать свой талант и творческие силы делу борьбы с врагом.

В связи с многолетней творческой и педагогической деятельностью Л. В. Шервуду в 1942 году была присуждена ученая степень доктора искусствоведческих наук.

После войны Шервуд, несмотря на болезнь и преклонный возраст, продолжает творческую работу. Находясь в Москве и затем в 1946 году вернувшись в Ленинград, он выполняет проекты памятников И. Е. Репину (1946 г.), И. И. Мечникову (1947 г.), П.М.Третьякову (1946 г.), А. С. Пушкину (1948 г.), портреты В. И. Сурикова (1945 г.), И. Е. Репина (1946 г.), А. Е. Фаворского (1948 г.).

В проекте памятника И. Е. Репину скульптор показывает своего учителя стоящим у мольберта, таким, каков он был в жизни - подвижным, жизнерадостным и целеустремленным.

Помещенный на круглом постаменте рельеф с изображением репинских "Бурлаков" должен, по мысли скульптора, дополнять характеристику образа Репина.

Работая над этим особенно дорогим ему образом, Шервуд не ограничивается исполнением проекта памятника. В 1946 году он создает портрет И. Е. Репина.

Не мысля себе Репина вне творчества, Шервуд и здесь изобразил его в рабочем халате, с палитрой и кистью в руках. На мгновение оторвавшись от холста, Репин изучает сидящую перед ним модель. Скульптор передает внимательный, с хитринкой, взгляд Репина, присущую художнику внутреннюю энергию.

Являясь одним из удачных скульптурных изображений И. Е. Репина, эта работа Шервуда в то же время - определенное достижение скульптора в области реалистического портрета.

В 1947 году, в связи с предстоящим ХХХ-летним юбилеем Советской Армии, Шервуд работал над большой трехфигурной композицией, в которой хотел выразить радость, охватившую весь советский народ по случаю полной и окончательной победы над врагом в Великой Отечественной войне. "Гимн Победе" - так назвал скульптор эту работу. Возраст и состояние здоровья не дали возможности Шервуду успешно завершить эту большую группу. Но обращение к такой теме еще раз показывает, что скульптор жил общей жизнью со всем советским народом, энергично откликаясь на все происходящие в стране события.

Советский народ и его правительство высоко оценили заслуги Шервуда в деле создания искусства социалистического реализма. В 1946 году, в связи с 75-летием со дня рождения, скульптору было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Тогда же он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Большим успехом пользовалась выставка произведений Л. В. Шервуда в залах Государственного Русского музея, открытая в 1952 году по случаю 80-летнего юбилея скульптора. "Осмотрев выставку произведений замечательного советского скульптора Л. В. Шервуда, хочется отметить их глубокую выразительность и огромное профессиональное мастерство", - записала в книге отзывов выставки врач Н. Соболева. "Нас поражает своеобразие и разносторонность творчества старейшего советского скульптора... Его скульптуры из жизни шагнули на пьедестал, - пишут ленинградские студенты. - Мы от души желаем юбиляру здоровья и дальнейших успехов в его плодотворной работе". "Многосторонность тематики, разнообразие образов, правдивость изображения - вот то, что привлекает внимание советских людей", - написали в книге отзывов, как бы подводя итог впечатлениям зрителей от выставки, ленинградцы Мартынов и Глухов.

В многочисленных отзывах зрители тепло благодарили Леонида Владимировича Шервуда за созданные им скульптурные произведения, наполненные глубокими патриотическими чувствами и горячей любовью к своему народу.

* * *



В самом начале творческого пути Л. В. Шервуда его учителя - Владимир Осипович Шервуд, Владимир Егорович Маковский, Илья Ефимович Репин всегда указывали ему на необходимость тесной связи художника с народом, без которой немыслимо создание подлинных произведений искусства. "В своей работе, - писал Л. В. Шервуд, - я всегда стремился к созданию большого, целостного и вместе с тем простого и осмысленного в деталях образа, внутренне ориентированного на массу. И, как бы ни был сложен и извилист мой творческий путь, каким бы разносторонним художественным воздействиям и влияниям ни подвергалось мое творчество, этот завет моих учителей-реалистов всегда оставался глубоким и внутренним стимулом моего творчества, определявшим мои художественные искания и вкусы"*. Вся более чем шестидесятилетняя творческая деятельность Шервуда была направлена к непреклонному выполнению этого замечательного завета его учителей.

* (Л. В. Шервуд. Путь скульптора. Искусство, 1937, стр. 6.)

В. Рогачевский




Иллюстрации

Угольщик. 1896 г.
Угольщик. 1896 г.

[Раскрыть 10 изображений]
А. С. Пушкин. Бюст. 1902 г.
А. С. Пушкин. Бюст. 1902 г.

Голова Петра I. Фрагмент полуфигуры. 1903 г.
Голова Петра I. Фрагмент полуфигуры. 1903 г.

Памятник Г. И. Успенскому. 1904 г.
Памятник Г. И. Успенскому. 1904 г.

Г. И. Успенский. Бюст. Фрагмент памятника. 1904 г.
Г. И. Успенский. Бюст. Фрагмент памятника. 1904 г.

Памятник С. О. Макарову. 1914 г.
Памятник С. О. Макарову. 1914 г.

Памятник С. О. Макарову. 1914 г.
Памятник С. О. Макарову. 1914 г.

И. А. Мельников. Бюст. 1915 г.
И. А. Мельников. Бюст. 1915 г.

И. А. Мельников. Бюст. 1915 г.
Памятник А. Н. Радищеву. 1918 г.

Памятник А. И. Герцену. 1919 г.
Памятник А. И. Герцену. 1919 г.

Д. И. Менделеев. Бюст. 1925 г.
Д. И. Менделеев. Бюст. 1925 г.


П. Л. Войков. Бюст. 1927 г.
П. Л. Войков. Бюст. 1927 г.

[Раскрыть 7 изображений]
Р. Люксембург. Бюст. 1928 г.
Р. Люксембург. Бюст. 1928 г.

Часовой. 1933 г.
Часовой. 1933 г.

Часовой. Фрагмент. 1933 г.
Часовой. Фрагмент. 1933 г.

Памятник И. И. Мечникову. 1934 г.
Памятник И. И. Мечникову. 1934 г.

Памятник Г. А. Ивашенцову. 1934 г.
Памятник Г. А. Ивашенцову. 1934 г.

Тяжелая индустрия. 1937 г.
Тяжелая индустрия. 1937 г.

Портрет И. Е. Репина. 1946 г.
Портрет И. Е. Репина. 1946 г.


Зал выставки произведений Л. В. Шервуда в Русском музее в 1952 г.
Зал выставки произведений Л. В. Шервуда в Русском музее в 1952 г.





Список основных произведений

- Угольщик. Глина. 1896 г.
- Хан и невольница. Гипс. 1898 г.
- А. С. Пушкин. Бюст. Гипс. 1902 г. Государственный Русский музей. Ленинград.
- Петр I. Гипс. 1903 г.
- Памятник Г. И. Успенскому. Бронза. 1904 г. Ленинград, Волково кладбище.
- Памятник профессору С. М. Васильеву. Бронза. 1906 г. Ленинград, Новодевичье кладбище.
- А. С. Суворин. Бронза. 1906 г.
- Памятник Н. Г. Гарину-Михайловскому. Бронза. 1907 г. Ленинград, Волково кладбище.
- Памятник Н. Ф. Бунакову. Бронза. 1908 г. Ленинград, Волково кладбище.
- Памятник Петру I. Проект. Гипс. 1908 г.
- Памятник М. Ю. Лермонтову. Проект. Гипс. 1910 г.
- Памятник Т. Г. Шевченко. Проект. Гипс. 1913 г.
- Памятник В. Ф. Комиссаржевской. Проект. Гипс. 1913 г.
- Памятник С. О. Макарову. Бронза. 1914 г. Кронштадт.
- А. М. Бутлеров. Гипс. 1914 г. Ленинградский государственный университет имени А. А. Жданова.
- И. А. Мельников. Бюст. Мрамор. 1915 г. Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.
- Ф. А. Стравинский. Бюст. Мрамор. 1915 г. Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.
- Памятник М. А. Врубелю. Проект. Гипс. 1911 г.
- М. А. Врубель. Бюст. Гипс. 1917 г. Государственный Русский музей. Ленинград.
- Памятник А. Н. Радищеву. Гипс. 1918 г.
- Памятник А. И. Герцену. Гипс. 1919 г.
- Памятник декабристам. Проект. Гипс. 1919 г.
- Памятник М. П. Бакунину. Проект. Гипс. 1919 г.
- Памятник П. П. Шмидту. Проект. Гипс. 1919 г.
- Памятник А. В. Тищенко. Мрамор. 1921 г. Ленинград, Смоленское кладбище.
- А. В. Луначарский. Бюст. Гипс. 1922 г. Ленинградская государственная театральная библиотека имени А. В. Луначарского, Ленинград.
- Д. И. Менделеев. Гипс. 1923-1925(?) годы. Ленинградский государственный университет имени А. А. Жданова.
- Д. И. Менделеев. Бюст. Цемент. 1925 г. Государственный Русский музей. Ленинград.
- B. И. Ленин. Бюст. Гипс. 1925 г.
- Памятник В. И. Ленину. Проект. Гипс. 1925 г.
- Рабочий-бетонщик. Гипс. 1927 г.
- Комсомолка. Гипс. 1927 г.
- П. Л. Войков. Бюст. Гипс. 1927 г. Государственный Русский музей. Ленинград.
- Р. Люксембург. Бюст. Гипс. 1928 г. Музей Революции. Ленинград.
- И. В. Сталин. Бюст. Гипс. 1928 г. Музей Революции. Ленинград.
- Часовой. Гипс. 1933 г. Государственная Третьяковская галлерея. Москва.
- Государственный Русский музей. Ленинград.
- Памятник И. И. Мечникову. Бронза. 1934 г. Больница имени Мечникова, Ленинград.
- Памятник С. М. Кирову. Проект. Гипс. 1934 г.
- Памятник Г. А. Ивашенцову. Мрамор, бронза. 1934 г. Ленинград, Коммунистическая площадка Александро-Невской лавры.
- C. М. Киров и Г. О. Графтио на Свирьстрое. Гипс. 1935 г.
- Тяжелая индустрия. Гипс. 1937 г.
- B. С. Косенко. Бюст. Гипс. 1937 х.
- Памятник П. Н. Сакулину. 30-е годы. Москва, Новодевичье кладбище.
- C. М. Киров. Бюст. Гипс. 1941 г.
- Отомстим за муки народные. Глина. 1942 г.
- Умирающий Сусанин. Глина. 1943 г.
- Портрет В. И. Сурикова. Эскиз. Гипс. 1945 г.
- Памятник И. Е. Репину. Проект. Гипс. 1946 г.
- Портрет И. Е. Репина. Гипс. 1946 г.
- Памятник П. М. Третьякову. Проект. Гипс. 1946 г.
- Памятник И. И. Мечникову. Проект. Гипс. 1947 г.
- Памятник А. С. Пушкину. Проект. Гипс. 1948 г.
- А. Е. Фаворский. Эскиз бюста. Гипс. 1948 г.
- Гимн победе. Гипс. 1947 г.




Библиография

- Александр Николаевич Радищев - первый пророк и мученик революции. Речь, произнесенная на открытии его памятника в Петрограде 22 сентября народным комиссаром А. Луначарским. Петроград, 1918.
- Виноградов Н. Д. Воспоминания о монументальной пропаганде в Москве. Журнал "Искусство", 1939, I, 32-49.
- Выставка произведений Леонида Владимировича Шервуда. Каталог (вступительная статья Л. Латт). Ленинград, 1952.
- Исаков С. К. Ленинградские скульпторы. Искусство, Л.-М., 1947.
- Латт Л., Л. В. Шервуд. Журнал "Искусство", 1951, 4, 41-44.
- Лебедев П. И. Советское искусство в период иностранной интервенции и гражданской войны. Искусство, М.-Л., 1949.
- Луначарский А. В. Статьи об искусстве. Искусство, М.-Л., 1941.
- Нейман М. Первые памятники монументальной пропаганды. Журнал "Искусство". 1947, 4, 21-37.
- Открытие памятника А. И. Герцену. "Искусство Коммуны", 1919, № 13.
- Ромм А. Г. Скульпторы старшего поколения. (Выставка художников РСФСР за 15 лет). Журнал "Искусство", 1933, 4, 185-200.
- Шервуд Л. Воспоминания о монументальной пропаганде в Ленинграде. Журнал "Искусство", 1939, I, 50-53.
- Шервуд Л. В. Путь скульптора. Искусство, Л.-М., 1937.
- Шервуд Л. Развивайтесь и творите. В книге "Молодые мастера искусства". Искусство, М.-Л., 1938, 51-53.
- Юбилейная выставка произведений Л. В. Шервуда. "Вечерний Ленинград", 1952, № 2 (1856).

Оригинал: sculpture.artyx.ru

     В том же, 1927 году, Шервуд исполнил бюст полпреда СССР в Польше П. Л. Войкова, трагически погибшего от руки белогвардейца. Образ Войкова вдохновил скульптора на создание яркого, романтически звучащего произведения. Войков у Шервуда полон силы, уверенности, "...гордого сознания достоинства своего класса"*. Удачна композиция бюста, хорошо вылеплено лицо Войкова. Близко знавшие Войкова отмечали, что скульптор добился такого большого портретного сходства, как если бы работал с натуры. За бюст П. Л. Войкова, экспонированный на юбилейной выставке в 1927 году в Москве, Шервуд получил премию.
* (Л. В. Шервуд. Путь скульптора. Искусство, 1937, стр. 61.)

___________

См. также:
- Шервуд, Леонид Владимирович (Википедия, 2015) // /voiks.livejournal.com.

?

Log in

No account? Create an account