?

Log in

No account? Create an account
Voikov

voiks


Войковский журнал

"И на обломках самовластья напишут наши имена!"


Previous Entry Share Next Entry
Православная общественность предлагает вернуть исторические названия... (2)
Voikov
voiks
Часть 1.
V-Logo-Сова
20.03.2007 - 16:12, обновлено 31.10.2007

Копии исходных публикаций для:
Православная общественность предлагает вернуть исторические названия московским улицам и площадям

19 марта 2007 года, 17:38
В Русской православной церкви предлагают вернуть прежние названия Ленинградскому вокзалу и улице Ленинская слобода в Москве

Москва. 19 марта. ИНТЕРФАКС - Участники общественного проекта "Возвращение", включая представителей Московского патриархата, обратились к властям Москвы и руководству ОАО "Российские железные дороги" с просьбой вернуть столичному Ленинградскому вокзалу его дореволюционное название - Николаевский.

Обращение включает также предложение вернуть название "Николаевская" старейшей российской железной дороге между Москвой и Петербургом, с 1923 года переименованной в Октябрьскую, сообщил на очередном заседании проекта один из его участников, председатель Издательского отдела Московского патриархата протоиерей Владимир Силовьев.

Кроме того, участники "Возвращения" предлагают заменить красную звезду на шпиле над нынешним Ленинградским вокзалом на двуглавого орла.

"Эта работа (возвращение исторических имен - "ИФ") очень важна для страны. Я никогда не воспринимал коммунистических названий, для меня Ногинск всегда был и есть Богородск", - сказал отец Владимир.

Он сообщил, что намерен в ближайшее время, в рамках проекта более активно добиваться возвращения названия "Симонова слобода" нынешней Ленинской слободе (в районе м. "Автозаводская"), где расположен храм Рождества Богородицы, настоятелем которого является отец Владимир.

К апрелю участники проекта намерены представить полный список всех улиц Москвы, которым предлагается вернуть исторические имена.

╘ 1991-2007 Interfax, religion@interfax.ru
All rights reserved




22 марта 2007 года
"ИЗВЕСТИЯ": "Церковь предлагает стереть "Ленина" с карты Москвы"

Русская православная церковь предлагает переименовать московские топонимы с революционными названиями. В церковный список попали семь улиц, два шоссе, два проспекта и небольшой переулок. В половине этих топонимов упоминается Октябрьская революция или имя вождя пролетариата (Ленинский проспект, Ленинская слобода, Октябрьская улица и переулок).

- В революционные годы переименовывали все подряд, - говорит протоиерей Владимир Силовьев. - При этом никакой логической связи между старыми и новыми названиями не было. Кто такой Абельман? Булочник, принимавший участие в забастовке. Кто такой Подбельский? Мелкий революционер, погибший от заражения крови. Неужели стоило называть именами этих людей улицы?! Раньше в городе была Большая Калужская, служившая указателем направления. Сейчас это Ленинский проспект. Почему? Таких примеров много.

Действительно, одними улицами и переулками Московский патриархат ограничиваться не намерен. В планах переименование станций метро "Улица Подбельского" и "Войковская", а также Ленинградского вокзала, который до революции носил имя императора Николая I, подписавшего указ о его строительстве.

- Но Ленинграда уже нет, - констатирует отец Владимир. - К тому же это первый столичный вокзал. Объект исторический, и имя он должен носить историческое - Николаевский. Еще стоит убрать красную звезду на шпиле вокзала. Двуглавый орел будет смотреться лучше. Имеет смысл вернуть название "Николаевская" и старейшей российской железной дороге между Москвой и Петербургом. С 1923 года она называется "Октябрьской". Мы не предлагаем переписывать историю, а лишь ставим все на свои места. Когда человек духовно совершенствуется, ему дают новое имя. Возвращение прежнего имени - это тоже способ оздоровления общества.

Впрочем, столичные депутаты считают, что общество не готово к оздоровлению.

- В ближайшие годы столичные улицы переименовываться не будут, - сообщил "Известиям" депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. - К такому решению пришла думская комиссия по переименованиям. Все ее члены признали, что идея хорошая, однако с ней стоит повременить. Общество еще не готово к таким изменениям. Я, к примеру, не хочу, чтобы в Москве был Ленинский проспект. Но многие москвичи считают иначе. Для них это история. И с их мнением тоже нужно считаться.

* * *

Каким топонимам предлагают вернуть старые имена

Абельмановской улице (бывший Камер-Коллежский Вал). Улицам Бебеля 1-й, 2-й, 3-й (Церковные 1-я, 2-я улицы и Церковный переулок). Большой Коммунистической улице (Большая Алексеевская улица). Улице Куусинена (1-я Хорошевская улица). Улице Ленинская Слобода (улица Старая Симоновская Слобода). Ленинградскому вокзалу (Николаевский вокзал). Ленинградскому проспекту (Петербургский проспект). Ленинградскому шоссе (Петербургское шоссе). Ленинскому проспекту (Большая Калужская улица). Октябрьской улице (Александровская улица). Октябрьскому переулку (Александровский переулок). Шоссе Энтузиастов (Владимирское шоссе). Улице 1905 года (Новоиерусалимская улица).

Николай МОРОЗОВ
22 марта 2007 г.

╘ 1991-2007 Interfax, religion@interfax.ru
All rights reserved




12 апреля 2007 года, 10:17
Православный священник предлагает в канун 90-летия расстрела царской семьи переименовать станцию метро "Войковская"

Москва. 12 апреля. ИНТЕРФАКС - Известный православный священник, духовник движения "За веру и Отечество" иеромонах Никон (Белавенец) выступил с предложением переименовать в самое ближайшее время станцию метро "Войковская".

"В июле следующего года исполнится 90 лет со дня расстрела семьи последнего российского императора Николая II, и нам будет трудно объяснить подрастающему поколению, почему станция московского метрополитена до сих пор носит имя одного из организаторов царского расстрела", - заявил отец Никон в среду вечером в Москве на заседании общественного проекта "Возвращение", цель которого - вернуть городам и улицам России исторические названия.

По мнению священника, "чтить память трагически погибшего царя и продолжать увековечивать имя его палача было бы непростительным двуличием - это все равно, что ехать к храму Христа Спасителя по улице Иуды Искариота".

Для исправления этой и подобных ситуаций отец Никон предложил инициировать подготовку законопроекта о деполитизации городской топонимии - сначала в Москве, а потом, возможно, и на федеральном уровне.

Как было отмечено на заседании, до революции городам и улицам не было принято присваивать имена политических деятелей, даже имена императоров, а памятники великим россиянам - Пушкину, Лермонтову, Пирогову и другим - появлялись спустя десятки лет после их смерти.

Говоря о важности возвращения прежних названий улицам и городам, замдиректора Института российской истории РАН Владимир Лавров заявил, что "сейчас мы наблюдаем небывалую духовную деградацию русского народа, которая во многом порождена исторической дезориентированностью русских людей".

Чтобы преодолеть этот синдром, участники проекта, среди которых - представители общественных организаций, научных кругов, Церкви, депутатского корпуса, подготовили список из более чем 20 московских улиц и площадей, прежние имена которых следовало бы вернуть.

В их числе - Большая Коммунистическая улица (бывшая Большая Алексеевская, названная в честь святителя Алексия), Краснобогатырская улица (бывшая Большая Богородская), Ленинская слобода (Бывшая Симонова слобода, названная так в честь Симонова монастыря, где покоятся мощи героев Куликовской битвы - Пересвета и Осляби), Ленинградский проспект (бывший Петербургский проспект), Ленинский проспект (бывшая Большая Калужская улица), улица Радио (бывшая Вознесенская), улица Серафимовича (бывшая Всехсвятская), шоссе Энтузиастов (бывшее Владимирское шоссе), улица 1905 года (бывшая Новоиерусалимская) и др.

Весь перечень будет передан в органы власти для рассмотрения. По мнению участников проекта, переименование улиц при грамотном подходе не будет сопровождаться очередями москвичей у паспортных столов, поскольку в течение определенного времени за каждой переименованной улицей можно будет сохранять двойное название.

Кроме того, участники проекта "Возвращение" предложили переименовать Ленинградский вокзал Москвы в Николаевский, назвать в честь святого Николая Октябрьскую железную дорогу, а на московском и петербургском вокзалах возвести часовни в честь этого святого - покровителя путешествующих.

╘ 1991-2007 Interfax, religion@interfax.ru
All rights reserved




12 апреля 2007 года, 11:49
Глава общества "Мемориал" поддерживает предложение православного священника переименовать станцию метро "Войковская"

Москва. 12 апреля. ИНТЕРФАКС - Известный российский правозащитник выступил против того, чтобы в названии населенных пунктов, улиц и станций метро в России были имена людей, причастных к "политическому террору".

"В Москве и в целом в нашей стране довольно много улиц, площадей и даже населенных пунктов, которые носят имена людей, замешанных в терроре. Считаю, что топонимика не может быть зоной увековечения памяти тех людей, которые были активными проводниками политического террора", - заявил "Интерфаксу" в четверг председатель правления историко-просветительского и правозащитного общества "Мемориал" Арсений Рогинский.

В этой связи он поддержал инициативу представителя Русской православной церкви переименовать станцию метро "Войковская", которая была названа в честь Петра Войкова, являющегося одним из организаторов расстрела семьи Николая II.

"Если доказана причастность Войкова к бессудному расстрелу царской семьи, то я бы эту инициативу Православной церкви поддержал", - сказал А.Рогинский.

Накануне духовник движения "За веру и Отечество" иеромонах Никон (Белавенец) предложил переименовать станцию метро "Войковская" в самое ближайшее время.

"В июле следующего года исполнится 90 лет со дня расстрела семьи последнего российского императора Николая II, и нам будет трудно объяснить подрастающему поколению, почему станция московского метрополитена до сих пор носит имя одного из организаторов царского расстрела", - заявил отец Никон.

"Чтить память трагически погибшего царя и продолжать увековечивать имя его палача было бы непростительным двуличием - это все равно что ехать к храму Христа Спасителя по улице Иуды Искариота", - сказал священник.

Отец Никон предложил сначала в Москве, а потом и на федеральном уровне инициировать подготовку законопроекта о деполитизации топонимики.

╘ 1991-2007 Interfax, religion@interfax.ru
All rights reserved




Будет ли подарок от Лужкова?
Участники проекта "Возвращение" призвали московских чиновников вернуть 25 московским улицам их исторические названия...

11 апреля в Москве, в Издательском отделе Русской Православной Церкви, состоялось очередное заседание проекта "Возвращение", основная цель которого - вернуть городам и улицам России исторические названия. Его участниками являются известные общественные и политические деятели, такие как депутаты Государственной думы единороссы Владимир Мединский и Любовь Слиска, Александр Крутов и Наталья Нарочницкая из "Справедливой России" и Сергей Бабурин из "Народного Союза"; популярные публицисты - отец Андрей Кураев, Максим Шевченко, Михаил Леонтьев, Александр Цыпко, Виталий Третьяков, Елена Чавчавадзе; известные историки и краеведы, председатель Издательского совета Патриархии священник Владимир Силовьев и другие.

Как было отмечено на заседании, до революции городам и улицам не было принято присваивать имена политических деятелей, а памятники великим россиянам появлялись спустя десятки лет после их смерти. Подчеркивая важность возвращения прежних названий улицам и городам, замдиректора Института российской истории РАН Владимир Лавров отметил, что "сейчас мы наблюдаем небывалую духовную деградацию русского народа, которая во многом порождена исторической дезориентированностью русских людей".

Чтобы преодолеть этот синдром, участники проекта подготовили список из 25 московских улиц и площадей, прежние имена которым, по и мнению, следовало бы вернуть. В их числе - Большая Коммунистическая улица (бывшая Большая Алексеевская, названная в честь святителя Алексия), Краснобогатырская улица (бывшая Большая Богородская), Ленинская слобода (Бывшая Симонова слобода, названная так в честь Симонова монастыря), Ленинградский проспект (бывший Петербургский проспект), Ленинский проспект (бывшая Большая Калужская улица), улица Радио (бывшая Вознесенская), улица Серафимовича (бывшая Всехсвятская), шоссе Энтузиастов (бывшее Владимирское шоссе), улица 1905 года (бывшая Новоиерусалимская) и другие. Весь перечень будет передан в столичную мэрию для рассмотрения.

"Издревле на Руси был обычай делать подарки на Светлой Седмице, неделе, следующей за Пасхой. Помня об этом, мы, члены общественного Проекта "Возвращение", обращаемся к московскому мэру Юрию Лужкову с просьбой о возвращении 25 наиболее ценных исторических имен московских улиц, тесно связанных с историей Русской православной церкви", - заявил "Русской линий" координатор проекта Юрий Бондаренко. По его словам, участники проекта "Возвращение" предложили московским чиновникам вернуть Ленинградскому вокзалу Москвы имя "Николаевский" (назван в честь святого Николая), а Октябрьской железной дороге вернуть имя "Николаевская". Кроме того, предлагается на московском и петербургском вокзалах возвести часовни в честь этого святого - покровителя путешествующих. Для этого участники Проекта решили обратиться к главе РЖД Владимиру Якунину.

"Для многих железнодорожников и в советское время Николаевская железная дорога таковой и оставалась. Само название было как символ качества, - заметил по этому поводу депутат Государственной Думы Владимир Мединский. - Надеюсь, что и московские власти и глава РЖД пойдут нам навстречу". В свою очередь, иеромонах Никон (Белавенец) выступил с предложением переименовать станцию метро "Войковская". "В июле следующего года исполнится 90 лет со дня расстрела семьи последнего Российского Императора Николая II, и нам будет трудно объяснить подрастающему поколению, почему станция московского метрополитена до сих пор носит имя одного из организаторов царского расстрела". По мнению священника, "чтить память трагически погибшего Царя и продолжать увековечивать имя его палача было бы непростительным двуличием - это все равно, что ехать к храму Христа Спасителя по улице Иуды Искариота".

Для исправления этой и подобных ситуаций отец Никон предложил инициировать подготовку законопроекта о деполитизации городской топонимии - сначала в Москве, а потом, возможно, и на федеральном уровне. Участники проекта согласились с мнением известного пастыря.

Русская линия




22 апреля 2007 года, 22:47
Мы должны избавиться от комплекса, будто мы возрождаем имперское прошлое

Духовник движения "За веру и Отечество" иеромонах Никон (Белавенец) в интервью порталу "Интерфакс-Религия" подробно развил свою встретившую много откликов идею переименования станции московского метро "Войковская" и поделился соображениями относительно уместности критики Церкви, "Русского марша" и борьбы с пропагандой извращенной сексуальности на государственных телеканалах.


- Недавно Вы выступили с инициативой переименовать станцию метро "Войковская", напомнив о приближающейся годовщине расстрела императора Николая II. Собираетесь ли Вы продвигать эту инициативу через соответствующие инстанции, и какие варианты названия станции готовы предложить?

- Это не моя личная инициатива - это инициатива многих сотен, если не тысяч, православных людей, в том числе соратников движения "За веру и Отечество", Российского дворянского собрания, Союза "Христианское возрождение", Союза православных граждан, которые поднимают эту тему уже в течение более чем десяти лет. В частности, движение "За веру и Отечество" неоднократно обращалось с этим вопросом в правительство Москвы. В последний раз движением было инициировано коллективное письмо депутатов Государственной Думы. Мне эта тема близка тем, что я сам живу на "Речном вокзале" и проезжаю через "Войковскую" в течение многих лет. В свое время я прочел очень мрачную книгу Марка Касвинова "Двадцать три ступени вниз", где довольно подробно описывалось с точки зрения советской власти убийство царской семьи. Уже там упоминался Войков, хотя его и пытались всячески обелить. Но знакомство с книгой следователя Николая Соколова, который вел дело об убийстве царской семьи, и с подлинниками следственного дела не оставляет никаких сомнений в том, что именно Петр Лазаревич Войков, продовольственный комиссар Урала, входивший в элиту советской власти Уральского региона, выделил серную кислоту для уничтожения тел. Поэтому, конечно, мне кажется, даже с точки зрения советской историографии невозможно наскрести сколько-нибудь положительных его деяний для истории нашей страны.

Я священник, а не политик. Будучи приглашенным в проект "Возвращение", который ставит целью вернуть городам и улицам России прежние, дореволюционные, названия, я посчитал необходимым озвучить уже неоднократно звучавшие инициативы. Я вижу свою задачу именно в пастырском окормлении людей и в расстановке каких-то нравственных акцентов. Потому что иначе священник, если он увлекается сиюминутными политическими делами, может сам превратиться в политика, и тогда он уже не может оказать духовной поддержки даже своим единомышленникам, которые в ней нуждаются. Он просто невольно погружается в эту политическую среду. Священнику, который участвует в общественной жизни, важно всегда оставаться священником.

Что касается вариантов переименования, то мы предлагали назвать станцию, например, "Петербургской", учитывая, что там пролегает трасса на Санкт-Петербург. Кроме того, рядом там находится древнее село Коптево, где есть храм. Рядом со станцией есть Коптевские улицы, так что, может быть, назвать ее "Коптевской". Я не имею ничего и против переименования станции в "Волковскую", в честь космонавта Волкова. Тут уже пусть выбирают специалисты в топонимике и градостроительстве. "Войковской" станция была названа по имени завода, а ведь самого завода уже давно нет. Я считал своим долгом указать именно на эту нравственную проблему раздвоения. Мы говорим о том, что нам необходимо вернуть национальную идею, но какая же может быть национальная идея, когда, с одной стороны, прославляется царская семья, а с другой - прославляется один из ее убийц!

- Есть ли в Москве и России в целом другие географические названия, которые увековечили имена палачей Николая II?

- Извините, у нас до сих пор существует на карте Свердловская область, названная в честь человека, который непосредственно курировал этот вопрос из центра! Есть множество улиц, названных в честь революционеров-убийц пусть не самого императора Николая II, но других. Это еще в Москве, в центре, произошло возвращение старых наименований, но в других городах, даже в Подмосковье, ничего подобного нет. Да и в столице, кстати, до сих пор существуют и Ленинский проспект, и площадь Ильича.

- Одна из задач движения "За веру и Отечество", духовником которого Вы являетесь, это консолидация русских людей, живущих в России и за границей. Насколько важным для этой консолидации будет, по Вашему мнению, воссоединение Московского патриархата с Русской зарубежной церковью?

- Нашему движению эта тема всегда была очень близка. Многие наши соратники являются также соратниками Российского имперского союза-ордена - старейшей организации, созданной в эмиграции. В ней оказываются чада как Московского патриархата, так и Русской зарубежной церкви. Я окормляю и московское отделение союза-ордена. Для нас проблемой и личной трагедией является, когда приезжают наши друзья из-за рубежа, невозможность причаститься из одной чаши. Мы прекрасно знакомы и поддерживаем контакты со многими представителями русского зарубежья - с замечательным русским священником из Австралии протоиереем Михаилом Протопоповым, неоднократно бывавшим в России, представителями Российского дворянского собрания в Австралии Дмитрием Николаевичем Вуичем, начальником Российского имперского союза-ордена Георгием Александровичем Федоровым, живущим в США, его заместителем Георгием Куманским и многими-многими другими. Более того, ведь 21 апреля исполняется 15 лет со дня кончины великого князя Владимира Кирилловича, который, наверное, первым открыто показал пример для всех нас в плане церковного единения. Будучи сам крещен в Русской зарубежной церкви, он приехал в Россию при первой возможности и, несмотря на отрицательную позицию тогдашнего руководства РПЦЗ, встретился со Святейшим Патриархом Алексием II, потому что по-иному он не мог. К сожалению, тогда этот шаг был резко негативно воспринят многими представителями духовенства и мирянами Зарубежной церкви. Сейчас же, 15 лет спустя, мы видим завершение этого процесса. Мне вспоминается и то, как 17 лет назад, будучи сотрудником газеты "Московский церковный вестник", я брал интервью у протоиерея Виктора Потапова, настоятеля Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне. Отец Виктор говорил тогда о нежелательности открытия в России параллельных "зарубежных" приходов, отмечая, что это может вызвать раскол, масштабы которого даже трудно себе представить. И очень грустно, что в том же году, несколько месяцев спустя, было принято это ошибочное решение Архиерейского Собора об открытии параллельных приходов. И слава Богу, что сейчас мы видим с обеих сторон намерение преодолеть это тягостное разделение.

- Как бы Вы объяснили то, что процесс воссоединения нередко встречает острую критику как в нашей стране, так и в дальнем зарубежье?

- Есть люди, которые значительную часть своей общественной деятельности, что в России, что за рубежом, построили на жесткой критике нашей Церкви. Им, конечно, трудно перестроиться и понять всю сложность процессов, протекавших в нашей Церкви в советское время. Им удобнее мазать все черной краской и утверждать, что здесь не было настоящих священников, но были одни агенты КГБ. С другой стороны, за рубежом, да и у нас есть категория людей, которым очень важно найти какую-то замкнутую церковную нишу на земле, состоящую из "безгрешных" священников и мирян. Конечно, они никогда не признаются в таких побуждениях. Но для них сложно любить Церковь такой, какая она есть, со всеми проблемами. Церковь - это живой организм. Даже в человеческом организме бывают болезни и воспалительные процессы. Живой организм их преодолевает. И только безумец будет резать по живому. Это только в анатомическом театре так происходит, когда мертвое тело превращают в демонстративный материал для студентов. Там неважно, что и как отрезать - лишь бы было наглядно. Я застал многих священников, которые проходили лагеря, и мне просто больно, когда всех их записывают в агенты советской власти, которые только и думали, как бы ей угодить.

5 июня 1980 года архиепископ Волоколамский Питирим меня, 16-летнего подростка, позвал к себе в алтарь. Я ему честно сказал, что у меня мама тогда была настроена очень сдержанно по отношению к Церкви. С точки зрения советского законодательства он совершил уголовное преступление - вовлек несовершеннолетнего в деятельность религиозной организации. Но таких примеров была масса, не только со мной. Я помню, как в том же 1980 году, чуть раньше, на Пасху, я подошел к нынешнему настоятелю Богоявленского кафедрального собора протопресвитеру Матфею Стаднюку и попросил билет на праздничную службу. Он меня видел первый раз в жизни и понимал, что я несовершеннолетний. Но он не задавал мне вопрос, а просто дал билет. Может быть, кто-то скажет: "Подумаешь!" Но та пасхальная служба, которую совершал патриарх Пимен, осталась навсегда в моем сердце. А если бы владыка Питирим не позвал меня тогда в алтарь, я, может, не стал бы священником. А так, слава Богу, 23 апреля исполняется уже 15 лет моей священнической хиротонии.

Попытка создания какой-то замкнутой, чистой общины неконструктивна. Конечно, приятно считать себя спасающимся, а всех остальных - пребывающими во грехе. Но ни к чему хорошему это не приводит. Надо любить свою Церковь. Это не значит, что надо скрывать какие-то имеющиеся в церковной жизни недостатки. Но важно, чтобы даже понимание этих недостатков не приводило к углублению каких-либо негативных процессов, вело бы к преодолению их, а не просто выпячиванию своей позиции. В связи с этим мне кажется характерным примером история с так называемым "Обращением епископа Диомида". Со многим в этом тексте я согласен, но форма его обнародования, тон, в котором он написан, даже его структура, когда серьезные мысли переплетаются с мифологизированными вещами, меня очень расстроили. Надо быть крайне осторожным, когда речь идет о Церкви. Ведь епископ, как и врач, должен руководствоваться главным принципом - "не навреди", чтобы избежать разделений, столкновений. Я по молодости тоже был более резким и совершал ошибки, делал порой резкие суждения. Но Господь всегда меня поправлял. Неоднократно так бывало, что о каком-то священнике или епископе я думал без большой симпатии, но Господь меня сводил именно с ним, и неожиданно для себя я получал очень хорошие впечатления. Нам очень важно все-таки видеть как в наших ближних, так и в наших дальних положительные стороны. Кто-то ведь видит замечательный храм, а кто-то - отвалившуюся штукатурку на его стенах. Я считаю, что храм видеть важнее, а штукатурку всегда можно подправить.

- Однако шествие, получившее название "Русского марша", по мнению, в частности, правозащитников, не столько консолидировало русских, сколько возвело высокую стену между ними и "инородцами"...

- Я полагаю, что инициаторы подобных мероприятий должны быть всегда предельно аккуратны в их организации. Потому что если в результате этого происходит негатив, появляются какие-то экстремистские лозунги и выходки, неважно с какой стороны, значит, к этому надо относиться более взвешенно. Но меня не покидает и ощущение, что на "Русском марше" не обошлось без провокаторов, которым очень важно было скомпрометировать саму тему русского народа, русских как государствообразующего этноса, показать его в карикатурном виде тупых неонацистов.

- Насколько, по Вашему мнению, опасным для представителей других национальностей может быть подъем национального самосознания русского народа?

- Ну, подъем национального самосознания никогда не будет привносить раскол в общество, потому что это вещь положительная. Например, посадили зерно, из него вырастает молодое деревце. Опытный садовник придает ему форму, развивает. А можно попытаться залить это дерево асфальтом. Оно все равно прорвется сквозь асфальт, но его ветки будут корявыми, кривыми и уродливыми. Вот сейчас, к сожалению, я наблюдаю, как не всегда адекватно и СМИ, и интеллигенция подходят к этим проблемам. Получается, что, с одной стороны провоцируется истерика, иногда принимающая экстремистские формы, а с другой - возникает странная ситуация, когда наши властители дум могут обсуждать проблемы любого народа, кроме как русского. И это, мне кажется, две крайности, которые мешают спокойному обсуждению. Когда национальные проблемы есть, их надо обсуждать. Делать вид, что их нет, мне кажется, это неконструктивный подход. Потому что Господь нам дал язык, чтобы мы говорили о наболевшем, о том, что тебя тревожит, спокойно, без истерики и оскорбления чувств других. Вот главная задача. Здесь надо, чтобы и наши государственные институты поняли важность этой проблемы, а не отдавали ее в подворотню, пребывая при этом в благодушном убеждении, что ее не существует.

- Изменилось ли в последние годы ощущение русскими себя как нации?

- Я думаю, что политика либеральной промывки мозгов все-таки потерпела крах. Если раньше человека, произносящего слово "русский", тут же записывали в фашисты, теперь, слава Богу, такие вещи обсуждаются на самом высоком уровне. Я убежден, что залог гармоничного существования многонациональной России - это благополучие русского народа. Потому что государствообразующий этнос - это всегда центральный столб, на котором держится здание. Остальные элементы конструкции самоценны также, каждый сам по себе, но если подрубить центральный столб, вся конструкция будет покорежена. Все-таки в Российской империи, когда русский народ еще не был подвергнут такому геноциду, как в советское время, все остальные народы пребывали в относительной гармонии. Русский народ выполнял, если хотите, роль третейского судьи.

- Может ли эта модель сегодня возродиться?

- Думаю, что может. Мы должны избавиться от комплекса, будто мы возрождаем имперское прошлое. Слов "империя" и "великодержавность" не стоит бояться. Человек не может реально уважать другие нации, если не уважает свою. Однажды на каком-то собрании я встретился с депутатом израильского кнессета, убежденным еврейским националистом. У нас прошла очень интересная беседа, потому что и у него, и у меня была позиция. Ведь в диалоге можно пытаться заглушить своего собеседника, а можно попытаться прислушаться к его словам. И вот это умение слушать человека, с которым ты можешь быть на 90% не согласен, оно гораздо полезнее, чем первый вариант. Потому что эти 10% информации могут оказаться весьма полезными для твоего развития - но для этого тебе надо попытаться услышать и 90% того, что тебе не близко.

- Не так давно в России обсуждался вопрос о возможности введения цензуры. Нужна ли она, по-Вашему, в нашей стране, и если да, то в какой форме?

- У нас часто идут споры в отношении слов. И за спорами о том, какое слово страшно, а какое - не очень, выхолащивается само содержание. Мне кажется, что необходимо что-то вроде Наблюдательного совета по этике в средствах массовой информации, в который вошли бы и писатели, и ученые, и общественные деятели. На мой взгляд, нормально, чтобы там были и священники. Неприятно зачастую бывает просто смотреть наше телевидение, брать в руки газету. Подходишь к киоску купить какую-то газету и испытываешь неловкость от того, что рядом с серьезным изданием лежат цветные таблоиды с откровенной похабщиной на первой полосе. Может быть, я излишний консерватор.

- А что именно Вы подвергли бы цензуре?

- Мне кажется, на первых полосах открыто продаваемых газет не должно быть скабрезных заголовков. А это наблюдается сплошь и рядом - огромные аршинные заголовки о том, какая звезда с кем переспала. Не должно быть также на государственных телеканалах вещей, пропагандирующих разврат и отрицающих семейные ценности. Например, люди, открыто пропагандирующие свою извращенную сексуальность, не должны, по-моему, выступать с концертами по государственным каналам. Государство должно воспитывать людей на базовых ценностях, а они у нас все-таки христианские.

- В этом Наблюдательном совете по этике должны быть и представители иных традиционных религий?

- Безусловно. Почему же я не могу с представителем ислама или иудаизма вместе осудить, допустим, выходку содомитов! Ведь мы одинаково этого не приемлем. Есть много и других вопросов, где солидарный голос религиозных деятелей был бы важен. Эта ядовитая мысль о том, что мораль относительна, разрушает наше общество и наш народ прежде всего.

╘ 1991-2007 Interfax, religion@interfax.ru
All rights reserved




04 июня 2007 года, 10:26
Представители общественности просят вернуть улицам Москвы церковные названия и переименовать Ленинградский вокзал в Николаевский

Москва. 4 июня. ИНТЕРФАКС - Члены церковно-общественного проекта "Возвращение" обратились к мэру Москвы Юрию Лужкову с просьбой вернуть прежние названия целому ряду столичных улиц, переименованных в советское время.

"Возвращение исторических имен улицам Москвы окажет самое благоприятное воздействие на жизнь нашего славного города. Только вернувшаяся к своим корням Россия становится неодолимым препятствием на пути всеобщей глобализации и оранжевых революций", - говорится в обращении участников проекта, переданном в "Интерфакс".

В качестве первого шага авторы документа предлагают вернуть имена тем улицам, на которых находятся действующие православные храмы.

Так, Абельмановской улице предложено вернуть название Покровский вал, Большую Коммунистическую вновь назвать Большой Алексеевской, Коммунистический переулок - Алексеевским, Краснобогатырскую улицу - Большой Богородской, Ленинскую слободу - Симоновской, Октябрьскую улицу - Александровской, Рабфаковский переулок - Николопокровским, улицу Фридриха Энгельса - Ирининской, шоссе Энтузиастов - Владимирским, улицу 1905 года - Новоиерусалимской.

Участники проекта уверены, что этот шаг будет положительно воспринят большинством москвичей, так как речь идет не о переименованиях, а именно о возвращении исторических названий. "Мы просто возвращаем украденное", - пояснил координатор проекта Юрий Бондаренко.

Авторы идеи обратились также к главе ОАО "РЖД" Владимиру Якунину с просьбой вернуть Ленинградскому вокзалу Москвы дореволюционное название Николаевский и установить на его территории часовню Святителя Николая - покровителя путешествующих.

На очередном заседании проекта "Возвращение", прошедшем на этой неделе, было также решено добиваться переименования станции метро "Войковская" в станцию "Петербургскую", поскольку она находится на шоссе, ведущем в "северную столицу" России.




31 октября 2007 года, 10:00
Участники проекта "Возвращение" попросят Алексия II поддержать идею переименования станции метро "Войковская"

Москва. 31 октября. ИНТЕРФАКС - Участники общественного проекта "Возвращение" намерены обратиться к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой поддержать инициативу переименования станции московского метро "Войковская".

На очередном заседании в Москве они отметили особую важность благословения предстоятеля Русской православной церкви на дальнейшие шаги в процессе переименования "Войковской" к лету 2008 года, когда исполнится 90 лет со дня убийства царской семьи.

Революционер Петр Войков, в честь которого в 1964 году была названа станция, имел прямое отношение к подготовке расстрела семьи Николая II.

В качестве практических шагов по переименованию станции участники проекта, во-первых, поддержали идею донесения до максимального числа людей правдивой информации о П.Войкове.

При этом участник заседания, историк Андрей Зубов, призвал добиваться удаления имени П.Войкова из всей российской топонимики.

"Имя Войкова на табличках развращает наш народ. Ведь Чикатило - это тоже часть нашей истории, но его имени на табличках не обнаружить", - отметил А.Зубов.

Кроме того, была озвучена необходимость распространения среди жителей района вокруг метро "Войковская", владельцев и сотрудников располагающихся там предприятий подписных листов в поддержку переименования.

Глава московского отделения Союза православных граждан Кирилл Фролов в ходе заседания отметил важность выработки в России "осознанной топонимической политики", которая доказывала бы преемственность в современном обществе культурно-исторических традиций Российской империи - в противовес аналогичной антироссийской, по его словам, политике, в частности, на Украине, в столице которой недавно появилась улица Гетмана Мазепы, и уже в трех городах западной части страны есть улицы Джохара Дудаева.

Оригинал: «Сова»
Скриншот