?

Log in

No account? Create an account
Voikov

voiks


Войковский журнал

"И на обломках самовластья напишут наши имена!"


Previous Entry Share Next Entry
Можно ли отменить право на восстание?
Voikov
voiks
V-Logo-Полярная Звезда
18.07.2008 | Кирилл Лодыгин
Можно ли отменить право на восстание?
20080718-Можно ли отменить право на восстание~Полярная Звезда-pic1
Эту статью я писал для «Новой газеты в Нижнем Новгороде». Сотрудничество с региональной прессой, к сожалению, загоняет любого публициста в узкие рамки: от него требуются тексты, посвящённые каким-то местным проблемам. Однако вздорный демарш РПЦ с требованием ещё раз пересмотреть и «окончательно осудить» историю нашего общества за весь фактически ХХ век – тема, мимо которой пройти было просто невозможно.

«Новая газета» приняла мой текст к публикации. Однако он подвергся значительной редактуре, чтобы уместить его в формат полосной статьи: большинство высказываний церковных функционеров, которые цитируются в статье, было или сокращено или выброшено полностью, убрана часть фактов о деловой активности РПЦ и тщательно вычищены почти все оценочные высказывания, в жанре публицистики, как мне кажется, вполне оправданные. Текст в результате получился рваный, не эмоциональный и неубедительный.

«Полярная Звезда» согласилась опубликовать полную версию статьи, так сказать, авторскую. За что ей большое спасибо.





На прошлой неделе и.о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Георгий Рябых призвал российские власти осудить коммунистический режим «не только на словах, но и на деле». «Осуждение коммунизма было начато в 1990-е годы, но так и не было доведено до конца», - заявил отец Георгий.

Надо сказать, что в последнее время представители Московской Патриархии развили невиданную ранее активность по борьбе с давно почившей Советской властью. Тот же Георгий Рябых с тезисами об осуждении коммунизма уже успел выступить на пражской конференции «Совесть Европы и коммунизм». Участники этого мероприятия призвали страны Европы «сформировать общие позиции в отношении к коммунистической идеологии и режиму на континенте и в мире в целом», приравнять коммунистическую идеологию к нацистской, «признать преступления коммунизма в правовом порядке преступлениями против человечества» и так далее. Репертуар, как видим, вполне традиционный. В 90-е, когда каждый осёл спешил лягнуть копытом дохлого льва коммунизма, мы все эти песни уже выслушали и не по разу.

Мне правда не совсем понятно, что означает осуждение коммунизма «не на словах, но и на деле», о котором толкует г-н Рябых? Предполагает ли «осуждение на деле» всего лишь снос памятников и уничтожение советской символики там, где она ещё по недоразумению сохранилась (эти мероприятия РПЦ считает безусловно необходимыми)? Или, может быть, речь идет о действиях более радикальных и масштабных?

Г-н Рябых поминает в своих заявлениях начало 90-х гг. прошлого века. Тогда среди особо горячих голов были популярны разговоры о люстрациях и чистках. Может быть, по мнению РПЦ, современной российской власти пора наконец очистить свои ряды от бывших членов КПСС и осудить пособников прежнего режима? Но ведь тогда и самой РПЦ придётся давать объяснения по поводу своего сотрудничества с «коммуняками».
20080718-Можно ли отменить право на восстание~Полярная Звезда-pic2~Brezhnev_Aleksiy_small
Хотя, по мнению отца Георгия, «этого сотрудничества не было. Были отдельные люди, которые специально засылались в Церковь, были те, кто отказывались от Церкви и шли на сотрудничество с властями, но нельзя сказать, что это было повсеместно». Теперь мы должны решить: патриарх и, кстати сказать, священномученик Тихон, патриарх Сергий, патриарх Алексий I были специально засланы в Церковь или, сотрудничая с властями, от Церкви отказались? Хотя, что там Тихон. В Интернете легко обнаружить фотографию, на которой генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев в кругу церковных иерархов поднимает рюмочку. Можно представить, за что они там выпивали. Так вот на этой фотографии аккурат за левым плечом дорогого Леонида Ильича маячит чрезвычайно знакомая фигура. Уж не будущий ли это Патриарх Московский и всея Руси Алексий II? Тут, впрочем, можно возразить: выпивать с властью и сотрудничать с ней – не одно и то же.

Стремление работников культа мстительно плюнуть на могилу Советов выглядит порой презабавно. Вот, помню, 23 февраля наблюдал я как на одном из местных телеканалов сотрудник Нижегородской епархии по фамилии, кажется, Пчелинцев произносил дежурную патриотическую речь и агитировал молодых людей не уклоняться от службы в армии («Сам-то я послужил, ой как послужил!..»). Закончил он своё выступление примерно так: «Так что праздник сегодня важный, хороший праздник. Правда…», - тут на его лице появилось нечто вроде скорбной тени, – «повод для него выбрали сомнительный, но мы об этом сейчас вспоминать не будем». Ну от чего же не вспомнить? Праздник был учреждён по случаю организации первой попытки остановить наступление немецких войск на Петроград. Попытка была неудачной. Но, кажется, г-н Пчелинцев сожалел не об этом. Скорее его не устраивало, что немцев всё-таки остановили, отбросили, и Советы смогли продержаться у власти еще семьдесят с лишним лет.

А вот другое публичное лицо Московской патриархии дьякон Андрей Кураев замахнулся уже не только на советский период нашей истории. «Нужна дегероизация героев революции, начиная с декабристов по меньшей мере, а может быть, и со Стеньки Разина», - заявил он.

Как видим, российские церковники развоевались не на шутку. Столь бурную и, надо сказать, парадоксальную (казалось бы, говорить сегодня об угрозе коммунистического реванша всерьёз могут только мало вменяемые люди) активность пытаются объяснить с одной стороны стремлением РПЦ угодить действующей власти и с другой – ослаблением позиции коммунистов. Вот, например, типичное мнение, принадлежащее главе информационно-исследовательского центра "Панорама" Владимиру Прибыловскому: «В 1990-х годах коммунисты были сильны, и церковь просто не решалась на них нападать. Да и часть церковной епархии потворствовала им больше, чем Борису Ельцину. С тех пор как священнослужители находятся под крылом государства и правящей партии, они могут позволить себе выпады в адрес КПРФ».

Но тут нужно заметить, что речь в высказываниях и отца Рябых, и отца Кураева, и прочих отцов идёт вовсе не о КПРФ. Полемический задор нацелен вовсе не на партию Геннадия Андреевича Зюганова.

Как мне кажется, одной из причин демаршей церковных функционеров послужило состоявшееся недавно объединении РПЦ и РПЦЗ. Ведь что такое зарубежная Русская православная церковь? Проще всего понять это на конкретном примере. В 2001 году православный люд оповестили о кончине старейшего клирика Русской православной церкви Александра Киселёва. Панихиду по новопреставленному священнику отслужил в Донском монастыре сам Патриарх Алексий II. Он же произнёс надгробное слово: «Дорогие братья и сестры! Мы провожаем в "путь всея земли" протопресвитера Александра Киселёва, который начал свое пастырское служение почти семьдесят лет тому назад в Эстонии, в Свято-Никольском храме Таллина. Обстоятельства вынудили его эмигрировать в Америку…»

А теперь немного об этих обстоятельствах. Небольшой кусочек из речи уже самого отца Александра: «Вы, глубокочтимый генерал Андрей Андреевич, вы, члены Комитета спасения народов России и мы все, рядовые работники своего великого и многострадального народа, станем единодушно и смело на святое дело спасения Отчизны…». Глубокочтимый Андрей Андреич носил фамилию Власов. Комитет спасения народов России (точнее Комитет освобождения, КОНР) – та самая организация, вооружёнными силами которой считалась власовская РОА. Речь о. Александром была произнесена 18 ноября 1944 года в Берлине при обнародовании манифеста КОНР. Речь, заметим, не от лица лично о. Александра, а от лица Церкви. Вполне понятно, почему до падения СССР тому, кто был "истинным пастырем, пастырем Церкви Христовой" (так назвал в своём Слове почившего наш Патриарх) нельзя было появляться на его территории. Вот вам типичный представитель РПЦЗ.

РПЦ сегодня многое делает с оглядкой на заграницу. Недавно я обсуждал с одним священником причины канонизации семейства Романовых, точнее не самой канонизации, а сопутствовавшей ей шумной и продолжительной пиар-кампании. Священник, будучи человеком честным, вынужден был (со всеми неизбежными оговорками) признать, что затеяно это было в том числе и потому, что «вопрос воссоединения с зарубежниками без этого не сдвинулся бы совершенно».

Война с призраком коммунизма затеяна по тем же примерно причинам. Нашим святым отцам необходимо продемонстрировать, что они являются чистыми и беспримесными власовцами, власовцами даже большими, чем их зарубежные коллеги.

Но это не единственная причина и, пожалуй, даже не главная. Дьякон Кураев, как мы помним, замахнулся не только на коммунизм, но и на всю традицию русского освободительного движения «начиная с декабристов, а может и со Стеньки Разина». Г-н Рябых тоже, впрочем, высказался откровенно: «Если мы медлим с осуждением свержения законной власти, то мы рискуем увидеть повторение эксперимента в отношении уже нынешней законной власти».

Ну что ж… Надо признать, что если с нынешней властью что-нибудь случится, РПЦ и Московский патриархат рискуют понести убытки. И убытки нешуточные. Когда появились сообщения о том, что кое-кто из российских сенаторов выступил с инициативой вернуть Церкви земли, конфискованные после Октябрьской революции, новостные анонсы запестрели заголовками типа «Русская православная церковь пополнит список российских олигархов?» Новостийщики немного опоздали или, скорее, лукавят. Вряд ли для них является новостью тот факт, что Церковь уже давно в этом списке находится.

В Москве, например, по самым скромным подсчётам, уже больше ста земельных участков в самых престижных центральных кварталах столицы принадлежат РПЦ. Скажем, бизнес-центр "На Спартаковской" – современное здание, расположенное неподалеку от всех главных "святынь" Москвы – Кремля, Третьего транспортного и Садового кольца. Мировой уровень оснащения, тысячи квадратов по цене 800 евро в год за метр. Пустующих площадей нет, стабильный доход в несколько миллионов евро в год. Инвестор – Русская православная церковь.

Год назад РПЦ на международном инвестиционном форуме заявила о своих планах на будущее, в числе которых: строительство бизнес-центра на углу Пятницкой и Климентовского переулка, элитных жилых комплексов в Лазоревом проезде и на Остоженке (всё – центр Москвы), возведение целого микрорайона "Тверь-Сити" с гостиницами.

Подобные примеры можно приводить ещё и ещё. Недаром Московской патриархии пришлось создать собственный Центр инвестиционных программ (ЦИП). Отдел, правда, засекречен – его телефон не значится на сайте Московской патриархии, и справочная служба его тоже не знает. Но если вы представитесь потенциальным инвестором и пройдёте несколько проверок, то сможете добраться и до отдела. Среди учредителей ЦИП люди из Московской Патриархии, инвестиционного агентства Центрального федерального округа, Ассоциации российских банков, Торгово-промышленной палаты, Внешторгбанка, Аэрофлота.

И при таком размахе Церковь не стесняется постоянно запускать руку в областные и федеральный бюджеты. В апреле этого года жители Архангельска провели «Неделю антиклерикального протеста» – они как раз выступали против использования бюджетных средств на строительство культовых сооружений. Пару месяцев спустя в новостях прошло сообщение о строительстве, которое затевает Церковь на территории красноярского Академгородка. Первоначально планировался скромный храм, но идея претерпела трансформацию, и появился проект «духовно-просветительского центра». Цент будет включать в себя учебный корпус православной гимназии, административно-хозяйственный блок, квартиры для преподавателей, дом ректора, монастырский корпус, мастерские, а также спортивную и производственную зоны. Кроме того, центр должен будет каким-то образом окупаться, и для этого на его территории будут действовать магазины. По мнению представителей Церкви, финансировать строительство для неё жилья и магазинов должен, разумеется, бюджет, «так как у церкви на это денег нет, а частные средства поступают не очень активно». Перелистывая собранные Далем «Пословицы русского народа», можно обнаружить, например, вот такую: «Попу да вору всё впору». По-моему, это будет лучшим комментарием.

А между тем… Согласно, например, прогнозам компании ФБК, в России в 2008 году впервые с начала века может возобновиться абсолютный рост числа граждан, живущих ниже официального уровня бедности. По итогам 2008 года уровень инфляции для бедных составит не менее 25%, а число граждан с доходами ниже прожиточного минимума увеличится на 1,1 млн. человек – с нынешних 18,9 до 20 млн. И это, заметим, ещё один из самых благоприятных прогнозов. Потому рост социального напряжения в российском обществе неизбежен.

Так что страх, который проглядывает в словах чиновника РПЦ МП, понятен. Саму мысль о покушении на власть нужно осудить, да. Вот только поможет ли?

18.07.2008 | Кирилл Лодыгин


Оригинал: «Полярная Звезда»
Скриншот



V-Logo-Новая газета в Нижнем Новгороде
№ (), 21.07.2008 | Общество
Можно ли отменить право на восстание?
Антология взаимоотношений церкви и власти. Точка зрения

На прошлой неделе и.о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Георгий Рябых призвал российские власти осудить коммунистический режим «не только на словах, но и на деле». «Осуждение коммунизма было начато в 1990-е годы, но так и не было доведено до конца», — заявил отец Георгий. Надо сказать, что в последнее время представители Московской Патриархии развили невиданную ранее активность по борьбе с давно почившей Советской властью. Мне правда не совсем понятно, что означает осуждение коммунизма «не на словах, но и на деле», о котором толкует г-н Рябых. Предполагает ли «осуждение на деле» всего лишь снос памятников и уничтожение советской символики там, где она еще по недоразумению сохранилась (эти мероприятия РПЦ считает безусловно необходимыми)? Или, может быть, речь идет о действиях более радикальных и масштабных?
20080721-Можно ли отменить право на восстание~Новая газета-pic2~Brezhnev_Aleksiy_small
Г-н Рябых поминает в своих заявлениях начало 90-х. Тогда среди особо горячих голов были популярны разговоры о люстрациях и чистках. Может быть, по мнению РПЦ, современной российской власти пора, наконец, очистить свои ряды от бывших членов КПСС и осудить пособников прежнего режима? Но ведь тогда и самой РПЦ придется давать объяснения по поводу своего сотрудничества с «коммуняками». Хотя, по мнению отца Георгия, «нельзя сказать, что это было повсеместно».

Теперь мы должны решить: патриарх и, кстати сказать, священномученик Тихон, патриарх Сергий, патриарх Алексий I были специально засланы в Церковь или, сотрудничая с властями, от Церкви отказались? Хотя, что там Тихон. В Интернете легко обнаружить фотографию, на которой генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев в кругу церковных иерархов поднимает рюмочку. Так вот на этой фотографии аккурат за левым плечом дорогого Леонида Ильича маячит чрезвычайно знакомая фигура. Уж не будущий ли это Патриарх Московский и всея Руси Алексий II? Тут, впрочем, можно возразить: выпивать с властью и сотрудничать с ней — не одно и то же.

Стремление работников культа мстительно плюнуть на могилу Советов выглядит порой презабавно. Вот, помню, 23 февраля наблюдал я, как на одном из местных телеканалов сотрудник Нижегородской епархии по фамилии, кажется, Пчелинцев произносил дежурную патриотическую речь и агитировал молодых людей не уклоняться от службы в армии («Сам-то я послужил, ой, как послужил!..») Закончил он свое выступление примерно так: «Так что праздник сегодня важный, хороший праздник. Правда, (тут на его лице появилось нечто вроде скорбной тени) повод для него выбрали сомнительный, но мы об этом сейчас вспоминать не будем». Ну отчего же не вспомнить? Праздник был учрежден по случаю организации первой попытки остановить

наступление немецких войск на Петроград. Попытка была неудачной. Но, кажется, г-н Пчелинцев сожалел не об этом. Скорее его не устраивало, что немцев все-таки остановили, отбросили и Советы смогли продержаться у власти еще семьдесят с лишним лет.

А вот небезызвестный дьякон Кураев замахнулся уже не только на советский период нашей истории. «Нужна дегероизация героев революции, начиная с декабристов по меньшей мере, а может быть, и со Стеньки Разина», — заявил он.

Как видим, церковники развоевались не на шутку. Столь бурную и, надо сказать, парадоксальную (казалось бы, говорить сегодня об угрозе коммунистического реванша всерьез могут только мало вменяемые люди) активность пытаются объяснить с одной стороны стремлением РПЦ угодить действующей власти и с другой — ослаблением позиции коммунистов . Однако нужно заметить, что речь в высказываниях и отца Рябых, и отца Кураева, и прочих отцов идет вовсе не о КПРФ. Полемический задор нацелен вовсе не на партию Геннадия Зюганова.

Как мне кажется, одной из причин демаршей церковных функционеров послужило состоявшееся недавно объединении РПЦ и РПЦЗ. РПЦ сегодня многое делает с оглядкой на заграницу. Недавно я обсуждал с одним священником причины канонизации семейства Романовых, точнее не самой канонизации, а сопутствовавшей ей шумной и продолжительной пиар-кампании. Священник, будучи человеком честным, вынужден был (со всеми неизбежными оговорками) признать, что затеяно это было в том числе и потому, что «вопрос воссоединения с зарубежниками без этого не сдвинулся бы совершенно».

Война с призраком коммунизма затеяна по тем же примерно причинам. Рискну предположить, что некоторым нашим святым отцам необходимо продемонстрировать, что они являются чистыми и беспримесными власовцами, власовцами даже большими, чем их зарубежные коллеги.

Но это не единственная причина и, пожалуй, даже не главная. Дьякон Кураев, как мы помним, замахнулся не только на коммунизм, но и на всю традицию русского освободительного движения «начиная с декабристов, а может и со Стеньки Разина». Г-н Рябых тоже, впрочем, высказался откровенно: «Если мы медлим с осуждением свержения законной власти, то мы рискуем увидеть повторение эксперимента в отношении уже нынешней законной власти».

Ну что ж… Надо признать, что если с нынешней властью что-нибудь случится, РПЦ и Московский патриархат рискуют понести убытки. И убытки нешуточные. Когда появились сообщения о том, что кое-кто из российских сенаторов выступил с инициативой вернуть Церкви земли, конфискованные после Октябрьской революции, новостные анонсы запестрели заголовками типа «Русская православная церковь пополнит список российских олигархов?» Новостийщики немного опоздали или скорее лукавят. Вряд ли для них является новостью, что Церковь уже давно в этом списке находится.

В Москве, например, по самым скромным подсчетам, уже больше ста земельных участков в самых престижных центральных кварталах столицы принадлежат РПЦ. Скажем, бизнес-центр «На Спартаковской» — современное здание, расположенное неподалеку от всех главных «святынь» Москвы — Кремля, Третьего транспортного и Садового кольца. Мировой уровень оснащения, тысячи квадратов по цене 800 евро в год за метр. Пустующих площадей нет, стабильный доход в несколько миллионов евро в год. Инвестор — Русская православная церковь.

Год назад РПЦ на международном инвестиционном форуме заявила о своих планах на будущее, в числе которых: строительство бизнес-центра на углу Пятницкой и Климентовского переулка, элитных жилых комплексов в Лазоревом проезде и на Остоженке (всё — центр Москвы), возведение целого микрорайона «Тверь-Сити» с гостиницами.

Подобные примеры можно приводить еще и еще. Недаром Московской патриархии пришлось создать собственный Центр инвестиционных программ (ЦИП). Отдел, правда, засекречен — его телефон не значится на сайте Московской патриархии, и справочная служба его тоже не знает. Но если вы представитесь потенциальным инвестором и сможете пройти несколько проверок, то сможете добраться и до отдела. Среди учредителей ЦИП люди из Московской Патриархии, инвестиционного агентства Центрального федерального округа, Ассо­циации российских банков, Торгово-промышленной па­латы, Внешторгбанка, Аэрофлота.

И при таком размахе Церковь не стесняется постоянно запускать руку в областные и федеральный бюджеты. В апреле этого года жители Архангельска провели «Неделю антиклерикального протеста» — они как раз выступали против использования бюджетных средств на строительство культовых сооружений. Пару месяцев спустя в новостях прошло сообщение о строительстве, которое затевает Церковь на территории красноярского Академгородка. Первоначально планировался скромный храм, но идея претерпела трансформацию, и появился проект «духовно-просветительского центра».

А между тем… Согласно, например, прогнозам компании ФБК, в России в 2008 году впервые с начала века может возобновиться абсолютный рост числа граждан, живущих ниже официального уровня бедности. По итогам 2008 года уровень инфляции для бедных составит не менее 25%, а число граждан с доходами ниже прожиточного минимума увеличится на 1,1 млн. человек — с нынешних 18,9 до 20 млн. И это, заметим, еще один из самых благоприятных прогнозов. Так что рост социального напряжения в обществе неизбежен.

И страх, который проглядывает в словах чиновника РПЦ МП, понятен. Саму мысль о покушении на власть нужно осудить, да. Вот только поможет ли?

Кирилл Лодыгин


Оригинал: «Новая газета» в Нижнем Новгороде»
Скриншот



Сравнение текстов онлайн

20160430_02-17-44-Сравнение текстов онлайн-text_num2word_ru

Источник: text.num2word.ru
___________

См. также:
- Филипп (Рябых) // Википедия. Скриншот
Последнее изменение этой страницы: 18:26, 26 декабря 2015.
- Филипп, игумен (Рябых Юрий Анатольевич) // www.patriarchia.ru. Скриншот