?

Log in

No account? Create an account
Voikov

voiks


Войковский журнал

"И на обломках самовластья напишут наши имена!"


Previous Entry Share Next Entry
Династия Романовых в советском и российском кино
Voikov
voiks
Источники-2арх.
Династия Романовых в советском и российском кино
1
Династия Романовых в советском и российском кино — обзор и анализ эволюции образов представителей династии императорского дома Романовых в художественном и документальном кинематографе СССР и постсоветской России.

Советское кино

В советском кинематографе образы представителей царской династии трактуются по-разному. Так, если в ранних советских исторических фильмах «Степан Разин» (1939)[1] и «Пугачёв» (1937)[2] Алексей Михайлович или Екатерина II «не обладают исторической легитимностью» и представлены лишь эпизодически, в финалах, то Петр I в одноимённом фильме 1937 года предстаёт как реформатор и «исторически прогрессивен».[3]

Пётр I

В советском кинематографе образ царя Петра I активно эксплуатировался в исторических фильмах. Центральное место эта историческая фигура заняла в фильмах «Пётр Первый» Владимира Петрова (1937),[4] «Табачный капитан» Игоря Усова (1972),[5] «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» Александра Митты (1976),[6] «Юность Петра» Сергея Герасимова (1980),[7] «Россия молодая» Ильи Гурина (1981—1982),[8] «Демидовы» Ярополка Лапшина (1983),[9] «Пётр Великий» (режиссёры Марвин Дж. Чомски, Лоуренс Шиллер. 1985).[10]

В фильме 1937 года личность царя была представлена «только светлым ликом». Согласно концепции фильма, основной причиной народных бед являлись «злодеи бояре» и «казнокрады чиновники», а жёсткость и жестокость петровских реформ признавалась необходимостью.[11] Пётр Первый в исполнении Николая Симонова отождествляется с отцом нации: грозным, строгим, но справедливым реформатором, ставящим цели государства выше личных интересов и родственных связей, — в частности, осудившим собственного сына, предстающего в фильме злодеем. Писатель и публицист Павел Кузнецов объясняет такую трактовку:[12]

     Мифологический суд Сената, которому Пётр отдаёт царевича на заклание, создаёт иллюзию законности — прямая историческая параллель с политическими процессами 1930-х годов.

В фильмах второй половины XX века образ Петра становится более многогранен. Так, в «Табачном капитане» царь сам вырывает зубы придворным, громко хохочет, женит своих подопечных, тискает чужих невест и веселится от души. В образе «доброго самодура» предстает Пётр и в «Сказе про то, как царь Пётр арапа женил»[13] В «Юности Петра» молодым самодержец демонстрирует «глубокий, ясный ум, волю и целеустремленность, которые помогают обезоружить его явных и тайных врагов».[14]
2
За роль императора в этом фильме актёр Дмитрий Золотухин по опросу журнала «Советский экран» был признан лучшим актёром 1981 года. Практически сразу ему предложили сыграть ещё одну роль царя Петра — в фильме «Россия молодая». Эта роль принесла Золотухину Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.[15] В фильме «Демидовы» Пётр интеллигентен и серьёзен, в советско-американском сериале «Пётр Великий» предстаёт в образе «дамского угодника».[13]

Екатерина II

В фильме Павла Петрова-Бытова «Пугачёв» 1937 года[16] образ царицы не проработан, она появляется лишь в финале и требует от своих подопечных «изловить вора». В это же время Пугачёв предстает в кино в образе смелого народного вождя, выразителем «народных чаяний».[3] В фильме Алексея Салтыкова «Емельян Пугачёв» 1978 года императрицу Екатерину сыграла народная артистка СССР, латышская актриса Вия Артмане.[17] По словам актрисы, она очень тщательно готовилась к этой сложной роли:[18]

     Готовясь к съёмкам в «Емельяне Пугачеве», день и ночь сидела в библиотеке — у нас была такая хорошая библиотека возле дома, там хранились редчайшие книги, которые можно было изучать только в читальном зале. Я читала тогда дневники императрицы, я с ней буквально жила. В её записях меня поразили две вещи. Во-первых, она заранее знала, что станет Великой Императрицей. И, во-вторых, в этих дневниках она выставляла себя этаким добреньким ангелочком, а на самом-то деле была страшной негодяйкой!

В «Капитанской дочке», снятой Павлом Резниковым в 1976 году, роль императрицы исполнила Наталья Гундарева.[19] По мнению «Новой газеты», Гундарева сыграла ту императрицу, которая «сама везла государство Российское».[20]

За роль императрицы в фильме «Царская охота» 1990 года режиссёра Виталия Мельникова актриса Светлана Крючкова получила приз за лучшую роль второго плана.[21] По признанию самой актрисы, особенностью её игры стал точный немецкий акцент Екатерины:[22]

     После меня уже все стали её так играть. Но я акцент делала, не произвольно «ломая слова». У меня немкой был на магнитофон записан весь текст моей роли. И я учила, как она произносит русские слова. Полгода я это всё повторяла каждый день.

«Агония»

Работать над Фильмом «Агония» режиссёр Элем Климов начал ещё в 1966 году, готовя его к 50-летию Октябрьской революции,[23] однако к съёмкам он приступил только в 1973 году. На работу было выделен 1 млн рублей.[24] В Госкино Климов представил кино в 1975 году. Но на экраны фильм вышел только в 1985 году.[25] Действие «Агонии» разворачивается в 1916 году в Петрограде, в котором «все только и говорят, что о загадочном сибирском мужике Распутине», в то время как армия проигрывает бои на фронтах Первой мировой войны. Царская семья в это же время ждёт от Распутина чудесного исцеления цесаревича.[26] Сам режиссёр образ последнего императора описал так:[23]

     У нас Николай II — воплощение политической и государственной безответственности. На него со всех сторон давят разные силы, которым он не в состоянии оказывать сопротивление. Мы пробовали показать бессилие власти не лобово, публицистически, а через чисто человеческие комплексы царя.

     Например, в фильме есть сцена, когда царь стреляет в ворон. Для чего она? Из исторических свидетельств известно, что Николай II любил стрелять по воронам и весьма метко попадал. Говорят, что это удавалось ему даже во время езды на велосипеде. Эта сцена не нами придумана, но смысл её — наш. Мы хотели показать человека с парализованной волей, с нулевой самостоятельностью, который вдруг, в этой абсурдной борьбе с воронами, чувствует себя хозяином положения.

«Цареубийца»
3
В 1991 году появился фильм Карена Шахназарова «Цареубийца»,[27] произведенный СССР совместно с Великобританией.[28] Как писал журнал «Деньги», для советских кинематографистов это был первый опыт «неплохого» антисоветского фильма «на западные деньги с участием зарубежных звёзд первой величины».[29]

Фильм повествует о враче (Олег Янковский), изучающем психику душевнобольного (Малкольм Макдауэлл), воображающего себя убийцей последнего императора Юровским. Спустя какое-то время доктор сам начинает испытывать на себе воздействие своего подопечного, погружаясь в образ императора: он постоянно думает о ночи с 16 на 17 июля 1918 года, когда в Екатеринбурге был расстрелян Николай II с семьёй. Вскоре врач осознаёт, что трагедия царской семьи — отчасти и его трагедия.[30]

По мнению автора «Коммерсанта» Андрея Плахова, фильм «избежал истеричности и впадания в дешёвые монархистские страсти» благодаря таланту Олега Янковского.[31] Обозреватель «Новой газеты» Виктор Матизен назвал этот фильм «покаянием 90-х».[32] А критик Алексей Гусев оценивал работу Шахназарова так:[33]

     Никому и в голову не приходит заподозрить Шахназарова в спекуляции на модном материале (что в подобных случаях практически неизбежно). Даже у тех, кого драматургия фильма повергла в полное замешательство, между строк неизменно сквозит: «теме повезло с первым воплощением».

Российское кино

«Сибирский цирюльник»

В 1998 году вышел фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»,[34] бюджет которого составил порядка $40 млн.[35] Как писали журналы «Деньги» и «Власть», благодаря своеобразию сопровождавшей его рекламной кампании фильм стал сначала самым ожидаемым, а потом самым кассовым в России.[36][37] Действие картины происходит в эпоху правления Александра III. «Сибирский цирюльник» — это название паровой лесопилки, заказ на производство которой стремится получить американский авантюрист Маккрэкен.[38]
4
Обозреватель литературного журнала «Неприкосновенный запас» Илья Герасимов оценил фильм как проекцию политической ситуации того времени на современность:[39]

     Квалифицированные историки и либеральные критики возмущались, что Михалков выбрал в качестве прототипа для своей идиллии вполне реакционное царствование Александра III, а «государственнически» настроенные политики и граждане хвалили СЦ за апологию благоденственной роли жёсткой, но справедливой центральной власти.

Обозреватель «Нового литературного обозрения» Борис Витенберг писал, что появление в фильме Александра III является центральным и самым значительным моментом в картине. По мнению критика, император в «Сибирском цирюльнике» это «прежде всего верховный военный вождь государства, к которому устремлены все помыслы с энтузиазмом марширующих юнкеров».[40] По мнению автора исследования «Имперский национализм» Эмиля Паина, в эпизодах фильма «Сибирский цирюльник» создаётся образ «привлекательной, красивой и даже шикарной» империи. В частности это проявляется в эпизоде парада войск Александра III на кремлёвской площади.[41]

См. также: Политические взгляды Никиты Михалкова

«Тайны дворцовых переворотов»

В 2000 году вышла первая кинокартина Светланы Дружининой из цикла «Тайны дворцовых переворотов»,[42] седьмой фильм которого появился в 2008 году.[43] Первая императрица эпохи переворотов, Анна Иоанновна, согласно фильму «только кресты ставила под документами».[44]
5
Роль Анны досталась актрисе Инне Чуриковой, что из-за абсолютного внешнего несоответствия вызвало некоторое недоумение критиков.[45] По признанию самой актрисы, она сыграла слабую женщину, ставшую сильной после восхождения на престол.[46] Обозреватель «Литературной газеты» Евгения Леонова о фильмах Светланы Дружининой отзывается весьма критически:[47]

     Первые две серии «Тайн дворцовых переворотов» выглядят кустиком полевой масс-медийной ромашки, пожалуй, чрезмерно непретенциозной. Лента не расставляет исторических акцентов, не выносит нравственных приговоров, а более или менее художественно и последовательно излагает телеверсию лекций В. О. Ключевского — одного из самых толерантных учёных-историков. Извлечение из сложной исторической коллизии простой провидческой морали, помноженной на кармические предчувствия, женщине вполне простительно.

«Романовы. Венценосная семья»

В 2000 году режиссёр Глеб Панфилов представил публике художественный фильм «Романовы. Венценосная семья».[48] Бюджет кинокартины превысил $10 млн.[49] На её официальном сайте Romanovs.ru сообщается, что картина рассказывает историю «трагической гибели последнего русского императора Николая II и его семьи».[50]

Действие фильма разворачивается сначала в феврале 1917-го, когда Николай II уезжает на фронт, оставляя семью в Царском Селе. Узнав о происходящих в Петрограде погромах, император вместо подавления восстания решает ехать в Царское, к своим детям.[51] Роль Николая сыграл Александр Галибин. Критиком и публицистом Михаилом Копелиовичем образ царя в исполнении Галибина был обозначен так:[52]

     Галибинский Николай уж такой душка! Он и поёт, и плачет, и делает гимнастические упражнения. Он прекрасный муж и отец. И прочее, и прочее и прочее. Но всё это не имеет отношения к результатам его, так сказать, основной деятельности. А в ней Николай II был двоечником.

Критик Олег Кинский считает, что этот фильм неслучайно был представлен на Московском международном кинофестивале, а на его премьеру были приглашены представители рода Романовых. Он назвал это пропагандистской акцией. По словам критика, хоть «реставраторских настроений в обществе нет», в историческом плане фильм способствовал укоренению престижа царской власти.[53] Через несколько дней после премьеры фильма Синодальная комиссия Московской патриархии представила на Архиерейский собор РПЦ решение о канонизации царя и его семьи.[54]

«Бедный, бедный Павел»
6
В 2003 году появился фильм Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел», который, согласно аннотации, «по-новому трактует личность российского императора» Павла I.[55] Фильм получил более 20 различных премий. Главную роль — Павла — в нём сыграл Виктор Сухоруков.[56] Согласно новой трактовке царь Павел хоть и был «вспыльчивый, недоверчивый властелин с большими странностями и фантазиями», но всё же стремился «преобразить к лучшему подвластную ему действительность».[57] Такую оценку новому образу Павла I дал журнал «Киноафиша»:[58]

     Такого Павла, каким он предстал в фильме, русская общественность ещё не видела, потому что воспитана на учебниках истории, состоящих в основном из легенд и небылиц… Многие ли, скажем, читали выпущенные перед самой революцией — в 1916 году — «Очерки правительственной деятельности Павла I» Михаила Клочкова, где обрисован подлинный исторический масштаб этого императора, не одно столетие считавшегося чудаковатым и истеричным солдафоном?

Новый Пётр I

Вышедший в 1997 году фильм Виталия Мельникова «Царевич Алексей» был назван критиками критическим переосмыслением «стереотипного образа Петра I как „прогрессивного царя“ и „строителя новой России“».[59] Сыгравший царя Виктор Степанов показал Петра любящим отцом и, в то же время, жестоким самодержцем, обманувшим сына.[13] Виталий Мельников, по мнению критика Павла Кузнецова, перевернул схему «Петра Первого» 1937 года:[12]

     Чистый, кроткий, смиренный царевич Алексей (Алексей Зуев), чурающийся любой власти — а тем более власти отца (Виктор Степанов), построенной на крови, — упрямо отстаивает своё право на частную жизнь в царстве свирепой государственности. Он выглядит своеобразным «князем Мышкиным» русской истории, который живёт среди людей, одержимых похотью власти, и гибнет от рук своего пассионарно-деспотического отца.

Иной, относительно уравновешенный образ Петра I представлен в фильме «Слуга государев», снятом Олегом Ряскиным в 2007 году.[13] Журналист Дмитрий Васильчиков писал в «Политическом журнале» о киноленте 2007 года, проводя параллели с фильмом «1612»:

     Здесь блистательный антураж начисто перечёркнут полным отсутствием исторической интуиции… Притом ведь очевидно, что первый фильм должен был быть о «свободе в служении», а второй — о преодолении Смуты и торжестве Русского порядка над оккупационным.

     Однако ничего этого не получилось — просто потому, что пока окончательно не решено, стоит ли служить нынешней власти и не является ли она сама вариантом (или преддверием) оккупации. В таких условиях, конечно, создание объединяющих мифов и символов попросту невозможно.

Документалистика

«Падение династии Романовых»

Первым советским документальным фильмом о царской династии стала картина Эсфирь Шуб «Падение династии Романовых» 1927 года, созданная из кадров старой кинохроники.[60] Новаторским решением стало соединение кадров хроники с игровым кино. В итоге фильм, как сообщает Аrthouse.ru, «имел огромный успех и за пределами страны». Позднее Шуб была признана основоположником монтажного кино.[61] Впрочем, картина была далека от нейтральности: кадры из архивов царской кинохроники были смонтированы таким образом, что их можно было интерпретировать как насмешку, иронию и обвинение.[62]

«Российская империя»
7
В 2000 году телеведущий Леонид Парфёнов приступил к съёмкам 18-серийного проекта «Российская империя».[63] Фильмы цикла демонстрировались на канале НТВ, а в марте 2004 года вышли в 4 томах на DVD.[64] Повествующие о правителях династии Романовых фильмы снимались в разных городах и странах (польские деревни, немецкие городки, где рождались русские императрицы, места исторических сражений), основывались на различных документах и дневниковых записях монархов.[65]

По мнению обозревателя «Российской газеты» Елизаветы Тренёвой, цикл Парфёнова «блестяще разрабатывает тему „имперской идеи“».[66] Автор «Независимой газеты» Сергей Земляной назвал проект НТВ «просветительским» и указал на некоторые неточности в трактовке исторических событий.[67] А по мнению критика Веры Зверевой, история в фильмах «Российской империи» «выступает в качестве особого рода развлечения»:[68]

     Кадр максимально насыщается визуальными образами — документальная съёмка, фрагменты художественных фильмов, мультфильмы, элементы, имитирующие компьютерные программы. В «Российской империи» отрабатывается своеобразный «технологический реализм»: правдоподобие повествованию придают средства изображения прошлого…

     На экране присутствует и сам ведущий. Вслед за героями рассказа он путешествует по странам и континентам, ходит по «тем самым» улицам… Исторические события соседствуют с подробностями из частной жизни правителей и политиков, анекдотами, подтверждающими стереотипные зрительские представления.

«Царская муза в семье Романовых»

В 2008 году на телеканале «Культура» вышла серия из восьми передач, объединённых в проект «Плоды просвещения. Царская муза в семье Романовых» от режиссёра Татьяны Андреевой. Фильмы рассказывали о художественных интересах различных представителей рода Романовых от Петра I до Николая II.[69][70] В передачах участвовали различные деятели культуры — такие как директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, актёры Людмила Чурсина и Алексей Петренко, Виктор Сухоруков и Василий Ливанов, режиссёры Виталий Мельников и Карен Шахназаров и др.[71]

«Призраки дома Романовых»

В 2008 году телеканал НТВ представил документальный фильм Дмитрия Штоколова «Призраки дома Романовых», посвящённый 90-летию расстрела царской семьи.[72] Анонсы фильма обещали рассмотрение самых фантастических связанных с событиями 1918 года легенд: масонский заговор, ритуальное убийство, связь с Адольфом Гитлером.[73] Но, как писал историк Борис Соколов, фильм не оправдал ожиданий:[74]

     На самом деле никаких тайн фильм не раскрывает, повторяя давно известные факты… Образы царя и царицы даны вполне сусальными. Этому способствуют и семейные фотографии и кинохроника царской семьи, и трогательные письма Николая и Александры Фёдоровны. Как политический деятель царь здесь не рассматривается.

«Убийство Романовых: последний аргумент»

К 90-летию расстрела семьи императора Николая II был приурочен и фильм Андрея Кирисенко «Убийство Романовых: последний аргумент».[75] Телекритиком Анри Вартановым этом фильм был назван одним из лучших в ряду аналогичных проектов.[76] Согласно публикуемому оппозиционным ресурсом «Грани.ру» мнению историка Бориса Соколова, интересным моментом картины является возможное объяснение причин непризнания церковью царских останков из-за нежелания отказываться от версии ритуального убийства. Последний аргумент — это доказательство подлинности найденных останков представителей царской семьи. Политический аспект фильма, по мнению Соколова, не идёт вразрез с позицией современных властей.[74]

«Последняя ночь последнего царя»

Третьим фильмом, подготовленным к 90-летию расстрела семьи Романовых, стала картина Эдварда Радзинского «Последняя ночь последнего царя».[73] Если фильм Андрея Кирисенко критиком Вартановым был назван одним из лучших продуктов на эту тему, то документальное кино «бьющегося в истерике Радзинского» им же было оценено как худшее.[76] Однако историк Соколов в «Гранях.ру» похвалил картину за акцентирование внимания на том, что «решение об убийстве царской семьи в Екатеринбурге принималось только после получения одобряющей телеграммы из Москвы». Это обстоятельство, по словам Соколова, было установлено ещё колчаковским следователем Николаем Соколовым, но в Кремле об этом «предпочитают не вспоминать».[74]

Мнения

Поддержка

Николай в его фильме ["Романовы. Венценосная семья"] — тот самый мёртвый, о котором или хорошо, или никак. И поскольку Панфилову хочется быть объективным, соблюдать подобие исторической последовательности, реконструировать события, он предпочитает говорить не «хорошо», а «никак». Авторская позиция — нейтралитет. Это позиция сознательная и последовательная: мы встречаем Николая впервые в тот момент, когда его царствование подходит к концу, и уже невозможно сказать — действительно ли он совершил те злодеяния, за которые его ненавидят большевики, или же, наоборот, правил справедливо и мудро, пока орда нелюдей не приговорила неповинного самодержца к гибели… Даже на вопрос отставного царя единственному сыну — «скажи, хороший я был царь?» — прямого ответа не даётся — казалось бы, персонажу можно позволить то, чего не позволяет себе автор… ан нет.
Антон Долин, кинообозреватель «Ежедневной газеты». Русский журнал, 21 марта 2001 года.

Отснятая в 1974 году, она ["Агония"] пролежала на полке и только в 1985 году увидела зрителя. Элем Климов — это личность. Глеб Панфилов хорошо о нём сказал, что человек этот никогда не занимался в кинематографе бизнесом, а только творчеством, и поэтому пусть у него мало фильмов, но каждый — дорогая страница российского кинематографа.
Леонид Броневой, народный артист СССР. Комсомольская правда, 30 октября 2003 года.

Нужно говорить не только о реабилитации, но и о возвращении имён членов царской семьи, кто верой и правдой служил России, в историческую память народа… В этой связи важно, чтобы на экранах телевидения появлялись документальные фильмы, рассказывающие об их жизни, важно вспоминать даты, связанные с их жизнью, важно, чтобы это решение способствовало всецелому, полноценному возвращению дореволюционного наследия в жизнь современной России.
Георгий Рябых, заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, протоиерей. Православие.ру, 9 июня 2009 года.

Критика

Открывая «Романовыми» кинофестиваль, воспевающий русских царей, Н. Михалков использовал этот фильм для пропаганды монархизма и сильной верховной власти. Путин и его команда использовали весь фестиваль (в том числе и фильм Панфилова) для укрепления собственной власти путём её легитимации через выстраивание преемственных связей с прошлым — советским (наследуя традиции ММКФ) и дореволюционным (восхваляя русских монархов), а также подавая себя как государственных меценатов, опекающих искусство и способствующих его расцвету.
Олег Кинский, кинокритик. Неприкосновенный запас, № 6, 2000 год.

«Романовы» Глеба Панфилова, «Телец» Александра Сокурова, «Тайны дворцовых переворотов» Светланы Дружининой… не становятся бо́льшим, нежели семейное бытоописание властвующих особ, не выходят за рамки хобби, частных проблем, телесных недугов, подавляемых желаний и сдвигов сознания. Они демонстрируют не столько жгучий интерес к истории, к конфликту частного и государственного, не поиск причинно-следственных связей и параллелей с современностью, сколько подростковое любопытство к ранее запрещённым историческим лицам и к трактовкам, немыслимым в советское время, — остаточные отголоски, запоздалое эхо советского диссидентства.
Евгения Леонова, обозреватель. Литературная газета, 30 мая 2001 года.

Политический аспект в фильме Кирисенко ["Убийство Романовых: последний аргумент"] также присутствует, и он вполне устраивает нынешнюю власть. Здесь повторяется старая советская версия, будто убийство Николая и его семьи было самочинным решением Уральского облсовета, а Москва, дескать, была поставлена перед свершившимся фактом. Эта версия удобна Кремлю. Хорошо свалить всю вину на Юровского и его товарищей по расстрельной команде. Даже руководителей Уралсовета — Белобородова, Голощекина и других — в фильмах предпочитают не вспоминать. Так легче отстаивать абсурдную позицию нашей Генпрокуратуры, квалифицирующей убийство Романовых как уголовное, а не политическое преступление.
Борис Соколов, историк. Грани.ру, 18 июля 2008 года.

См. также

- Судьбы советских памятников в странах ближнего и дальнего зарубежья
- Православные монастыри современной России как объекты туризма
- Борис Акунин (Чхартишвили, Григорий Шалвович)
- Продакт-плейсмент в российском кинематографе
- Дискуссия о пересмотре исторической роли личности Сталина в современной России

Источники

1. «Степан Разин». — Сайт Пятого канала.
2. Пугачёв. — Ретролента.ру.
3. Добренко, Е. «История народа принадлежит царю». Диалектика народной монархии. — Kinozapiski.ru.
4. Пётр Первый. — Kino-teatr.biz, 17 февраля 2010 года.
5. Табачный капитан. — Фильм.ру.
6. Сказ про то, как царь Петр арапа женил. — Kinoexpert.ru, 25 октября 2008 года.
7. Юность Петра. — Афиша.ру.
8. Россия молодая. — Kino-teatr.ru, 15 февраля 2010 года.
9. Демидовы. — Ruskino.ru.
10. Петр Великий / Peter the Great. — Kinoexpert.ru, 29 декабря 2009 года.
11. Кузнецова, М. Петр Первый. — Русское кино.
12. Кузнецов, П. Отцы и сыновья. История вопроса. — Журнал «Сеанс», № 21/22, февраль 2005 года.
13. Романчук, Л. Петр Великий в зеркале киноэкрана. — От заката до рассвета, 27 января 2010 года.
14. Юность Петра. — Ваш досуг.
15. Жиркина, Е. Дмитрий Золотухин и его петровская эпоха в кино. — Наш фильм.
16. Пугачёв 1937. — Вольный Дон, 2 ноября 2008 года.
17. Емельян Пугачёв. — Kino-teatr.ru? 29 января 2010 года.
18. Дубова, М. Вия Артмане: «Многим не нравится, что я люблю Россию». — Новые известия, 27 августа 2004 года.
19. Капитанская дочка. — Kino-teatr.ru, 20 июля 2009 года.
20. Тёплая сила. — Новая газета, 19 мая 2005 года.
21. Царская охота. — Фильм.ру.
22. Кутловская, Е. Должен ли человек улыбаться. — Независимая газета, 20 мая 2005 года.
23. Рубанова, И. Исторический фильм: и миф, и свидетельство. — Киножурнал «Фильмвилаг», февраль 1982 года.
24. Фомин, С. [1]. — Русский вестник, 1 ноября 2003 года.
25. Фомин, В. «Агония» двух империй. — Новая газета, 15 января 2004 года.
26. Агония. — Kino-teatr.ru.
27. Цареубийца. — Ruskino.ru.
28. Закрытый показ. Фильм Карена Шахназарова «Палата № 6». — Сайт Первого канала.
29. Рушайло, П. Тень знаний. — Журнал «Деньги», 5 сентября 2005 года.
30. Цареубийца. — Kino-teatr.biz, 10 марта 2010 года.
31. Плахов, А. Юбилей Олега Янковского. — Коммерсантъ, 23 февраля 1994 года.
32. Матизен, В. «Цареубийца» — покаяние 90-х. — Новая газета, 31 мая 2044 года.
33. Гусев, А. Премьера фильма Карена Шахназарова «Цареубийца». — Russiancinema.ru.
34. Правда о болезни Андрея Макаревича. — Дни.ру, 25 сентября 2007 года.
35. Самый дорогой российский фильм в новейшей истории: на «Волкодав» потратят 20 млн долларов. — Newsru.com, 30 августа 2006 года.
36. Панюшкин, В. Человек, которому есть что показать. — Журнал «Деньги», 21 июля 1999 года.
37. Маслова, Л. Безальтернативное кино. — Журнал «Власть», 16 февраля 1999 года.
38. Сибирский цирюльник. — Kino-teatr.ru, 23 марта 2010 года.
39. Герасимов, И. Российская империя Никиты Михалкова. — Неприкосновенный запас, № 6(14), 2000 год.
40. Витенберг, Б. Кто придёт на смену «Форду»? — Новое литературное обозрение, № 48, 2001 год.
41. Паин, Э. Имперский национализм. — Полит.ру, 14 декабря 2005 года.
42. Тайны дворцовых переворотов. — Kino-teatr.ru.
43. Кольдина, А. В ожидании сюрпризов. — Российская газета, 1 сентября 2008 года.
44. Плешакова, А. Светлана Дружинина представляет свой новый фильм «Виват, Анна!». — Комсомольская правда, 6 ноября 2008 года.
45. Виват, Светлана! — Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 20 ноября 2009 года.
46. Венедиктов, А. Дифирамб. — Эхо Москвы, 26 октября 2008 года.
47. Леонова, Е. Гламурные цветы на поле истории. — Литературная газета, 30 мая 2001 года.
48. Романовы. Венценосная семья. — Ruskino.ru.
49. «Оскар» для инородцев. — Журнал «Власть», 20 ноября 2001 года.
50. Романовы — Венценосная семья. — Romanovs.ru.
51. Романовы. Венценосная семья. — Афиша.ру, 14 марта 2001 года.
52. Боярский, Т. Не хотели Романова — получили Ульянова. — Kontinent.org.
53. Кинский, О. Романовы, которых мы потеряли: Монархическая идея на XXII ММКФ. — Неприкосновенный запас, № 6, 2000 год.
54. Козлов, Л. Контраистория по Глебу Панфилову. — Kinozapiski.ru, № 48, 2000 год.
55. Бедный, бедный Павел. — Фильм.ру.
56. Сергеев, В. Виктор Сухоруков: «Он благословил меня на роль Павла». — Новые известия, 1 июня 2006 года.
57. Бедный, бедный Павел. — Сайт первого канала.
58. Рецензия на фильм « Бедный, бедный Павел»
59. Кичин, В. В эфире. Царевич Алексей. — Российская газета, 27 октября 2009 года.
60. Советское кино 20-х годов. — Русское кино, 1974 год.
61. Кузнецова, В. 80 лет первому историко-документальному фильму! — Аrthouse.ru, 21 октября 2007 года.
62. Дмитриев, А. Свободнее реализма нет ничего. — Вопросы литературы, № 3, 2009 год.
63. Панов, П. Империя Леонида Парфенова. — Аргументы и факты, 15 ноября 2000 года.
64. «Российская империя» Леонида Парфёнова полностью вышла на DVD. — Лента.ру, 21 марта 2004 года.
65. Российская империя. — Кинопоиск.ру.
66. Тренёва, Е. «Идиот» и Набутов. — Известия, 2 июня 2003 года.
67. Земляной, С. Переплавленные колокола. — Независимая газета, 15 ноября 2000 года.
68. Зверева, В. История на ТВ: конструирование прошлого. — Отечественные записки, № 5, 2004 год.
69. Плоды просвещения. Царская муза. — Сайт государственного интернет-канала Россия.
70. Новости телеканала «Культура». — Телерадиомир, 11 марта 2008 года.
71. Царская муза в семье Романовых. — РТР-планета.
72. Призраки дома Романовых. — НТВ Мир.
73. Садков, П. В смерти своей Николай II бесстрашен и величественен. — Комсомольская правда, 17 июля 2008 года.
74. Соколов, Б. Телепомазание Романовых. — Грани.ру, 18 июля 2008 года
75. На телеканале «Россия» будет показан новый документальный фильм о предположительно царских останках. — Nik2.ru, 13 июля 2008 года.
76. Вартанов, А. «Городские пижоны» — выдающийся продукт. — Независимая газета, 25 июля 2008 года.

Источник: www.memoid.ru 2010-07-11