voiks (voiks) wrote,
voiks
voiks

Categories:

В Театре Наций поставили спектакль по дневникам Солженицына

20160126_20-00-Российская газета
«Российская газета» | Рубрика: Культура | 27.02.2022 07:00 | Текст: Наталья Лебедева
В Театре Наций поставили спектакль по дневникам Солженицына
 
20220227_07-00-В Театре Наций поставили спектакль по дневникам Солженицына-pic11

На Малой сцене Театра Наций состоялась премьера спектакля режиссера Марина Брусникиной "Наше все… Ваш А. Солженицын". На сцене народный артист Авангард Леонтьев, молодые актеры Мастерской Брусникина и пианист Андрей Дубов. Спектакль продолжил литературный цикл "Наше всё", начатый Леонтьевым в 2015 году. Его героями были Пушкин и Циолковский, Чехов и Нодар Думбадзе, Тургенев и Ахматова, Бродский и Бабель. Теперь - Солженицын.

"Идея спектакля родилась в 2018 году, когда отмечали 100-летие со дня рождения Александра Исаевича, - рассказывает Авангард Леонтьев. - Тогда в МХТ им. Чехова прошел вечер-посвящение писателю. Марина Брусникина была режиссером, мы с Евгением Мировым принимали участие. И нам очень захотелось, чтобы слово Александра Исаевича вновь зазвучало в Театре Наций. Название подсказал сам герой, который так и подписывал свои письма и документы: Ваш А. Солженицын".

Спектакль получился камерным и лаконичным. Пустые стены, черные деревянные табуреты, черные металлические плафоны и неяркие электрические лампочки. Они вспыхивают одна за другой, будто высвечивая из глубины воспоминаний самое сокровенное. Главное в аскетичной сценографии Александра Боровского - атмосфера внутреннего одиночества. Из писем, документов, переплетающихся с отрывками из книг, вырастает глыба Солженицын.

Об этом говорит и режиссер Брусникина: "Это такая глыба - Александр Солженицын, что страшно прикасаться. Больше всего меня поразило, как он принимал этот мир - несмотря ни на что. Это ощущение счастья там, где его и быть не может, просто поражает. Его путь, его любовь к Родине, его творчество - уникальны. Это я и хотела показать".

Задача непомерная - уместить в рамках спектакля целую жизнь большого писателя. Выбрали небольшой, очень важный период - от начала ссылки в Казахстан в 1953 году до Нобелевской речи в Стокгольме в 1974-м. "Думаю, молодое поколение знает имя Солженицына как идеолога, философа - но тексты его вряд ли кто-то из юношей читал, - объясняет Марина Брусникина. - А это замечательный русский прозаик. Нужно открывать Солженицына…".

Два десятка лет вместили столько, сколько другим хватило бы на всю жизнь: в том числе здесь и борьба с коварной онкологией. Он победил болезнь, и в эти годы, как писал сам Солженицын, "научился жить по мудрой русской пословице: "Счастью не верь, беды не пугайся". Само ощущение жизни есть уже награда - и в несчастьи оно бывает даже острей и глубже, чем в счастьи".

В шестьдесят втором "Новый мир" напечатал его "Один день Ивана Денисовича". Солженицын писал: "Я помолодел лет на 20…". Ахматова откликнулась: "Светоносец! Свежий, подтянутый, молодой, счастливый! Мы и забыли, что такие люди бывают…"

20220227_07-00-В Театре Наций поставили спектакль по дневникам Солженицына-pic12


Свидетели эпохи говорят в спектакле голосами актеров-брусникинцев. Голосами молодыми и отчаянными. Они же отчеканили решение ЦК КПСС конфисковать его книги. 1966-й Солженицын назовет годом своего провала: он потерял весь архив. А новый шанс, подаренный судьбой, был связан с маленьким хуторком под Тарту, где за две зимы он написал "Архипелаг ГУЛАГ": "Так, как эти 146 дней в Укрывище, я не работал никогда в жизни, это был как бы даже не я, меня несло, моей рукой писало, я был только бойком пружины, сжимавшейся полвека и вот отдающей...". Октябрь 1970-го взорвался новостью из Стокгольма: Солженицыну присуждена Нобелевская премия по литературе "За нравственную силу, с которой он продолжил извечную традицию русской литературы".

Авангард Леонтьев вспоминает: еще в 1960-е студентом бегал в театральную библиотеку, прочитать "Один день Ивана Денисовича": "Именно тогда возникло мое безмерное уважение к этому человеку. Александр Исаевич очень важный человек для России, ее культуры, литературы, общества, лично для меня". Спектакль Леонтьев завершил словами другого нобелевского лауреата Иосифа Бродского: "Если советская власть не имела своего Гомера, в лице Солженицына она его получила...".

Что могут открыть внимательному зрителю страницы непростой судьбы писателя? Возможно, кто-то скажет вслед за Солженицыным: "Постепенно открылось мне, что линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, - она проходит через каждое человеческое сердце - и черезо все человеческие сердца".

20220227_07-00-В Театре Наций поставили спектакль по дневникам Солженицына-pic13


Прямая речь

Наталия Солженицына, вдова писателя:

- Сидя на спектакле среди зрителей, я, конечно, испытываю сильные чувства. Но они двоякие. С одной стороны, я счастлива, что публицистическое слово Солженицына звучит со сцены и сможет дойти до людей, которые, может быть, не читали его текстов. Солженицын так умел выбирать и составлять слова, что высказанные им мысли и сегодня захватывают читателей и слушателей, его публицистика - это высоко художественная проза. С другой стороны, мне горько от того, что она все еще актуальна. Эта боль за Россию, которая сопровождала Солженицына всю жизнь, до сих пор себя не изжила. По разным причинам, объективным и субъективным. Но эта горькая актуальность делает спектакль насущным. Бывают такие лица, на которые полезно смотреть, бывают такие книги, которые полезно читать, бывают и спектакли, которые полезно смотреть. Кроме того меня, конечно, обуревают воспоминания о том, как многие из этих текстов рождались, как мы их обсуждали, доводили до ума, отдавали в публичность…

Оригинал: rg.ru web.archive.org rg-ru.turbopages.org
Скриншот Скрин-2 Скрин-3



См. также:

- 28.02.2022 В Театре Наций поставили спектакль по дневникам Солженицына // godliteratury.ru Источник: rg.ru Скриншот
     Премьеру спектакля режиссера Марины Брусникиной "Наше все… Ваш А. Солженицын" о жизни писателя сыграли на На Малой сцене Театра Наций

- 16.03.2022 Личное неучастие во лжи // voiks
     Первые показы пришлись на 23 и 24 февраля. Спектакль по письмам, прозе и публицистике Александра Солженицына охватывает период его жизни от написания рассказа «Один день Ивана Денисовича» до получения Нобелевской премии. Слова, родившиеся задолго до текущих событий, вонзаются в воспаленное сегодня. Здесь невозможна теплохладная эстетическая радость, — всякая рифма между прошлым и настоящим раскалена и жжет. Однако, вопреки вероятным ожиданиям, образ писателя не водружается на флаг злободневности, как не эксплуатируются его убеждения и политические взгляды. Нет воинственности или приглашения прыгнуть на качели отчаянья и злости. Действие прорастает из зерна глубокого христианского мироощущения, где даже горечь спокойна, и высветляется надеждой темнота.
 
20220316_17-25-Личное неучастие во лжи-pic1


- 09.12.2018 ГУЛАГ в Большом // voiks
     Опера по лагерной повести Солженицына поставлена на Камерной сцене. Это сочетание явит кому-то неуместную игру слов, термин «камерная» рядом с тюремным сюжетом вызовет чувство неловкости. Надо отвлечься от этого. И отдать должное постановщику спектакля «Один день Ивана Денисовича» Георгию Исаакяну, который сделал всё возможное для того, чтобы передать на Камерной сцене Большого театра, на Сцене имени Покровского, ощущение вселенской катастрофы, в которой весь мир в одно мгновение сужается до размеров лагерного барака.
 
01--Один день Ивана Денисовича- показали в столице _ Новости культуры _ Tvkultura.ru


- 28.04.2021 «Пир победителей» и правда Солженицына // voiks
 
15-На банкете после премьеры Пира победителей
Tags: Ахматова Анна, Бродский Иосиф, Брусникина Марина, Гомер, Леонтьев Авангард, МХТ, Миров Евгений, Российская газета, Солженицын Александр, Солженицына Наталия, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments